Новости / Аналитика / Богородица нашла приют в… лесу
12 января 2008, 08:11
Размер шрифта: А А А

Богородица нашла приют в… лесу

Богородица нашла приют в... лесу, село Ставок, церковь, чудотворная икона Богоматери Ромашковской, праздник Десятуха
Богородица нашла приют в… лесу

На Волыни сохранилась уникальная церковь

Тысячи путешественников, проезжающих по оживленной киевской трассе, и не подозревают за селом Ставок, почти напротив злачного места — бара «Джерела», в церквушке посреди леса хранится святыня — чудотворная икона Богоматери Ромашковской. Но это еще не все тайны храма…

Старые деревья где-то высоко вверху так плотно сплетаются кронами, что даже в летнюю пору, когда солнце царит почти целые сутки, в ромашковском лесу темно, как вечером. Но диво дивное!.. За очередным поворотом извилистой лесной дороги открывается поляна со стареньким сельским кладбищем, вся залитая солнцем.

На ее дверях замок служба Божья правится здесь только по большим праздникам. Но преимущественно тогда, когда поют «Вечную память» кому-то из ромашковцев. Наверное, не один раз водители и пассажиры авто, часто мчащихся по этой ровной столичной трассе, как на пожар, при появлении неспешной похоронной процессии в непонимании приглушали моторы. Где село.. (Ромашковка только за «Джерелами», за железной дорогой). Где кладбище.. (Оно же в лесу).

— Даже моя бабушка не помнила, сколько той церкви лет. А жила она 96 лет, — вспоминает коренная ромашковка и летописец села Леся Авксентьевна Дейнек, которая уже и сама давно вступила во вторую, более короткую пору жизни (через два года — 70). — Еще я помню могилы, о которых говорили, что они — казацкие. Такие высокие деревянные, до семи метров, кресты…

В приятную летнюю пору Ромашковка отмечает престольный праздник, о котором большинство сегодняшних православных, наверное, и не слышало. Это так называемая Десятуха — незначительный, по религиозным меркам, праздник в десятую пятницу после Пасхи. Леся Авксентьевна говорит, что на службе в этот день чествуют две иконы «Скорбь матери по погибшему сыну» и этот благодатный чудотворный образ Богоматери Ромашковской.

— Уже накануне в село съезжались ото всюду паломники. В каждой хате было полно чужих ночлежан. А большинство ночевали прямо в лесу, на возах. Людей собиралось столько, что не могли найти в толпе ни родных, ни знакомых, — вспоминает Леся Авксентьевна, которая маленьким ребенком успела застать не одно отпущение.

Бабушка ей рассказывала, что именно на этом месте в лесу в 1688 году, по пересказам, пастушок нашел икону Богоматери. Построили церквушку. Впоследствии икону, о чудодейственной силе которой разнеслась молва, забрали в Ченстохов (такая же судьба постигла и чудотворную икону Вышгородской Богоматери, которая нынче известна в мире как Ченстоховская). По легенде, три раза забирали — и тржды чудодейственным образом оказывалась на том же месте в лесу. В Ромашковке еще живут люди, родные которых были свидетелями сотворенных иконой чудес.

— Одна женщина, возраста моей мамы, рассказывала, что ее дядя был в этой церкви паламарем. Он сам видел, как благодатный образ Божьей Матери опустили в водичку, потом ею окропили незрячего — и слепой ребенок стал видеть. Его матери приснилось, что сын исцелится в лесной церкви. Они очень долго ее искали, мальчику было уже 11 лет… Те люди в следующем году привезли очень много мешков пшеницы. За нее, говорят, и построили колодец на кладбище, — Леся Авксентьевна показывает древний, впритык к могилам, кирпичный сруб, накрытый досками.

Старую церковь закрыли еще в 1959 году, а в 1988 сожгли… Казалось, что благодатный образ Ромашковской Богоматери утрачен навсегда. Но в 2000 году из Биливского монастыря Дейнекам передали простую черно-белую фотографию двадцатых годов прошлого века с ее изображением. Леся Авксентьевна тот снимок показывает вокруг иконы надпись «Благодатный образ появился в селе Ромашковка Луцкого уезда в 1688 году».

С него и нарисовали новую икону. Но с тех пор о новых около нее исцелениях уже не слышно.

Кто бы мог подумать, что село с романтическим названием Ромашковка (и это название первичное, а не придуманное вместо какого-то неблагозвучного) имеет… сугубо русские корни.. По пересказам, основали его переселенцы из русских губерний, которых царь нанял для сооружения железной дороги. В Ромашковке до сих пор полсела потомков Яковлевых и Михайловых, Давыдовых, Андреевых, Григорьевых, Ершовых, Павловых и даже Романовых. Однофамильцы царской императорской семьи и сегодня работают на железной дороге, благодаря которой у ромашковцев нет проблем с трудоустройством, как у других «бесколхозных» сел.

— И я из Яковлевых, и моя сваха из Яковлевых, — говорит Леся Авксентьевна.

Генетическая память живет только в русских народных песнях, которые — хотя уже очень редко — запевают на свадьбах. А еще полвека назад, после Второй мировой войны, без них в селе не обходились, вспоминает моя собеседница, ни одни вечерницы.

В Ромашковке было и есть две церкви. Одна, более старая, когда еще, может, и самого села не было — в лесу, а другая — в самом селе. Причем обе горели не раз…

— Покойника не было куда занести! — говорит Авксентьевна.

Поэтому снова построили храм в селе. Переданные из лесной церкви в другие храмы «Голгофу», некоторые иконы и хоругви (только, выходит, чудотворный образ не уберегли!) вернули назад. Сельский ромашковский храм поражает и «Голгофой», которую создал профессиональный художник, чья фамилия и год создания работы (1933) сохранились. Пани Леся говорит

— Это не стандарт! Гляньте, как нарисовано тело Спасителя видно, что это живой человек. А какой образ у Богоматери, как выписана каждая жилочка!..

Такой же художественной работы и старинные иконы в храме. В селе сложилась традиция, что когда умирают старые люди, то потомки отдают их иконы в храм.

А древняя лесная церквушка и сама Ромашковка несколько лет назад пережили невиданную вспышку интереса к себе. С большой помпезностью, в присутствии нескольких послов, в частности и российского — Черномырдина, было отмечено 90-летие Брусиловского прорыва. Ведь на лесном кладбище хоронят не только потомков российских переселенцев — здесь несколько огромных братских могил российских воинов, которые в 1914-м, когда Волынь оказалась на передовой Первой мировой, именно здесь отдали жизнь «за царя и Отечество».

В церквушке, вспоминает Леся Авксентьевна, хранилась огромная книга с именами погибших воинов, которую забрали в Москве, куда ромашковцы ездили с челобитной, чтобы открыли церковь. Книгу же брали в подтверждение исторической роли храма. Старые люди говорят, что было в ней 505 имен и сверху надпись «Помолись за упокой душ воинов погибших». А братских могил сделали пять. До нашего времени дошли не все, только три, и они не такие помпезные, как захоронения польских легионеров в других районах Волыни. Тесное кладбище всех не вмещает, поэтому свои захоронения ромашковцы делали и на братских могилах…

Не ходят нынче ромашковцы и крестным ходом на знаменитые источники, давшие название не менее известному злачному заведению. Их предки на этих источниках воду святили, а как атеисты лесную церковь закрыли — так и замутились.

— И такой теперь, знаете, народ безразличный стал. Никому ничего не нужно, — говорит летописец Ромашковки.

Наталия Малимон

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

В Украине отмечают День памяти и примирения

8 мая 2017, 11:36

Отмена выходных 8 марта и 9 мая: опубликованы поправки к закону

14 апреля 2017, 11:06

Украинцы будут отмечать новый праздник

13 марта 2017, 10:09

Последние новости за сегодня: