Ќовости / јналитика / »льичевский морской порт: подарить и забыть?
12 декабр€ 2008, 08:24
–азмер шрифта: ј ј ј

»льичевский морской порт: подарить и забыть?

»льичевский морской порт: подарить и забыть?, »льичевский морской торговый порт, ”кртрансконтейнер, имущество
»льичевский морской порт: подарить и забыть?

”краинские порты всегда†были лакомыми объектами. »†желающих откусить от них кусочек хватало.  акое-то врем€ после ћайдана†была надежда, что ситуацию вокруг портовых активов удастс€ ввести в конструктивное русло, но, суд€ по всему, все надеждами и ограничилось.

 онфликты следуют один за другим: ќдесса, ћариуполь. “еперь вот†Ч »льичевский морской торговый порт (»ћѕ“). “рудовой коллектив предпри€ти€ даже обратилс€ с открытым письмом к президенту ¬иктору ёщенко и премьеру ёлии “имошенко с просьбой предотвратить отчуждение имущества порта.

–аботники, конечно, слышали о нюансах взаимоотношений между адресатами, но надеютс€, что президент и премьер просто исполн€т свои конституционные об€занности.

Ђћы имеем дело с очень тщательно подготовленной рейдерской атакой, целью которой €вл€етс€ захват части имущества порта, доведени€ предпри€ти€ до банкротства и установлени€ над ним коммерческого контрол€ї,†Ч утверждают авторы обращени€.

ѕретендовать и в самом деле есть на что. »льичевский порт†Ч один из лучших в регионе и входит в четверку крупнейших в стране. ќн может принимать суда с осадкой до 13†метров и грузоподъемностью до 100†тыс. тонн. ¬ текущем году за 11†мес€цев объемы перевалки грузов выросли на 22%†Ч†до 17,6†млн. тонн.

¬прочем, на производственные успехи государство отреагировало весьма своеобразно: порт начали интенсивно провер€ть. ѕричем практически не скрываетс€, чей это будет Ђкоммерческий контрольї.

≈ще предыдущее руководство порта в 2005 году подписало договор є435-о†о совместной де€тельности с частным предпри€тием Ђ”кртрансконтейнерї (”“ ). —огласно ему, совместна€ де€тельность включает три этапа.

Ќа первом этапе Ђ”кртрансконтейнеруї передают третий-шестой причалы. Ќа втором этапе†Ч первый и второй. Ќа третьем, самом дорогосто€щем и самом далеком по срокам,†Ч намытую в†лимане территорию в тылу первого и второго причалов.

¬знос порта†Ч недвижимое имущество, взнос ”“ †Ч оборудование и частично денежные средства на реконструкцию третьего и четвертого причалов.

¬ рамках первого этапа сотрудничества порт полностью внес оговоренное имущество, а ”“  свои об€зательства выполнил не полностью. “ем не менее, в 2006 году, в†бытность начальником порта –услана –одз€ховского,†были подтверждены планы передачи Ђ”кртранс­контейнеруї†первого и второго причалов.

— приходом в августе 2006 года нового начальника порта √еннади€ —кворцова это намерение подверглось пересмотру. ќснованием послужил тот факт, что еще 13†декабр€ 2005 года президент ”краины за€вил о необходимости расторжени€ договора между портом и ”“ . ѕрезидент мотивировал это тем, что Ђдоговор заключен на неприемлемых и не выгодных дл€ государства услови€хї.

ƒоговор и в самом деле странный. “ак, все наход€щеес€ на четырех причалах имущество, а также складские площади передаютс€ за вполне символическую сумму†Ч 17,6†млн. долл. —Ўј. ¬ообще-то†бывают портальные краны подорожеЕ

Ћюбопытно, что, по данным порта, Ђу инвестора нет своих денег, но он обещает Евнести инвестиции на сумму 495†млн. долл. —Ўјї. ќднако условием внесени€ этой суммы €вл€етс€ передача портом частному предпри€тию намытой территорию в тылу первого и второго причалов.

–еализации этот пункт не подлежал изначально: данна€ территори€ вообще не €вл€етс€ собственностью порта. ≈е владелец†Ч город. “.е. договор составл€лс€ так, чтобы освободить инвестора от выполнени€ основной части об€зательств.

»нтересно, что, по данным трудового коллектива порта, компани€ Ђ”кртрансконтейнерї контролируетс€ ¬италием ёжилиным. ј дружественна€ ему компани€ Nasdor в 1999Ч2000 годах вывела из-под контрол€ ќјќ Ђћорской портї —анкт-ѕетербурга наиболее прибыльные дочерние компании. » позже перепродала иностранному инвестору как сами компании, так и свой пакет акций Ђћорского портаї. ёридически получилось вполне законно и очень прибыльно. ¬ »льчевске опасаютс€, что подобную операцию могут провести и у них.

ѕри √еннадии —кворцове началась борьба за пересмотр наиболее кабальных пунктов договора. ѕорт предложил переоценить взносы, прин€ть на работу в ”“  не некоторых, а всех работников первого и второго причалов с полным сохранением трудовых и социальных гарантий. ѕлюс выполнение ”“  всех об€зательств в рамках первого этапа.

ѕараллельно†были задействованы и другие механизмы. ¬ частности, порт заключил договора с другими компани€ми о строительстве на пустующих площад€х зон таможенного досмотра. „асть складских территорий†была передана в управление компании Ђѕортовик —ервисї, благодар€ чему в порт пришли операторы мирового уровн€, а доход от обработки клиентов на одном причале дл€ порта превысил его долю в доходе от совместной де€тельности с ”“  на четырех причалах.

Ќа первом причале уже ведетс€ совместна€ де€тельность с ќќќ Ђћетексї, котора€†была создана еще до подписани€ договора с ”“ .

ѕорт привлек кредит ≈Ѕ–– дл€ самосто€тельного развити€ своих производственных мощностей. Ѕанк поставил условие: передача в совместную де€тельность или аренду первого и второго причалов†Ч только на конкурсной основе. ћинтранс принимает решение о пересмотре условий договора между ”“  и »ћ“ѕ, президент ”краины это решение поддерживает.

ƒаже сам ”“  тогда за€вл€л, что готов пересмотреть статьи договора. ќб этом уведомл€етс€ ≈Ѕ––, и путь дл€ выделени€ кредита под гарантии государства открыт. »сточником погашени€ кредита €вл€етс€ доход от самосто€тельной эксплуатации портом первого и второго причалов.

‘актически†же ”“  от переговоров уклон€етс€. ѕротокол о возврате к переговорам по пересмотру договора подписан только в окт€бре 2008 года.

«ато в нарушение прин€тых на себ€ об€зательств ”“  начинает планомерно освобождать под себ€ площадки. “ак, через суд расторгаетс€ договор о совместной де€тельности между ќќќ Ђћетексї и портом. ≈ще в одном иске ”“  от порта требуетс€ передать Ђцелостный имущественный комплекс контейнерного терминала первого причалаї в совместную де€тельность.

ќднако договор о совместной де€тельности не содержит об€занности порта передавать какой-либо терминал. ќн предусматривает†лишь проведение переговоров и получение разрешений от ћинтранса, ‘√» на дальнейшее развитие совместной де€тельности. » только после получени€ такого разрешени€ и согласовани€ взноса порта можно говорить о какой-либо передаче имущества в качестве взноса.

 стати, в порту вообще нет такого пон€ти€, как Ђконтейнерный терминал первого причалаї.

 ак ни удивительно, украинские судьи напрочь игнорируют вышеперечисленные несуразности.  ак и то, что ”“  не выполнил все свои об€зательства в рамках первого этапа.

„асть имущества уже используетс€ портом и арендаторами дл€ хоз€йственной де€тельности. ќценка 2007 года уже не соответствует фактическому состо€нию имущества, которое там находитс€ в 2008-м.

“ем не менее, 19†сент€бр€ 2008 года государственные исполнители совместно с ”“  составл€ют бумагу о том, что имущество у порта изъ€то и передано ”“ . ќстальные хоз€йствующие субъекты, работающие в районе первого и второго причалов, с удивлением узнают, что Ђпо ходуї забрано и их имущество. ” самого порта оригинала этого акта приема-передачи нет до сих пор.

Ђѕортовик —ервисї обращаетс€ в административный суд. Ќо мудрый суд утверждает, что права ќќќ Ђѕортовик —ервисї не нарушены (хот€ с 19†сент€бр€ 2008 года у него юридически забрали площадку), и прекращает производство по делу.

ћинистерство, несмотр€ на пр€мое распор€жение президента ”краины, самоустранилось от борьбы за интересы государства. ¬ св€зи с этим можно говорить, что министр саботирует выполнение распор€жени€ ёщенко о пересмотре договора с ”“ .

Ќу а суды Ђпризнаютї все права частной структуры. ƒаже те, о которых в договоре и речи не†было. “олько сопротивление коллектива порта и активна€ позици€ профсоюзов не позволили завершить реализацию плана захвата контрол€ над портом.

ћежду тем вопрос совершенно не абстрактен: передача имущества в частную собственность приведет к увольнению 750†человек, работающих в районе первого и второго причалов.

Ќедавно губернатор ќдесской области Ќиколай —ердюк высказал надежду, что к массовым увольнени€м работников с предпри€тий области кризис не приведет. »нтересно, а 750†Ч†это массовое? „то на сей счет думают на ѕечерске?

јвтор: √еоргий ћалинский

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

”краина существенно нарастила транзит российского газа

3 апрел€ 2017, 16:11

” украинцев смогут массово забирать купленные ими квартиры и машины

6 марта 2017, 20:10

ѕоследние новости за сегодн€: