Ќовости / јналитика / »нформационный дефицит кто виноват и что делать
1 феврал€ 2008, 09:12
–азмер шрифта: ј ј ј

»нформационный дефицит кто виноват и что делать

»нформационный дефицит кто виноват и что делать, ”краина, Ќј“ќ, ѕƒ„, ћинистерство иностранных дел ”краины
»нформационный дефицит кто виноват и что делать

ѕодав за€вку на присоединение ”краины к ѕлану действий относительно членства в Ќј“ќ, нынешнее руководство страны подтвердило курс на интеграцию  иева в евроатлантические структуры. ѕричем этот курс†был определен украинским законодательством еще в 2002 году. ѕримечательно, что подавл€ющее большинство (80%)†украинских экспертов считают, что присоединение ”краины к ѕƒ„ отвечает национальным интересам страны. ќб этом свидетельствуют результаты опроса 30†украинских экспертов, ученых и политологов, проведенного с 17†по 19†€нвар€ 2008 года ÷ентром социологических и политических исследований Ђ—оц≥овим≥рї при участии »нститута внешней политики ƒипломатической академии при ћинистерстве иностранных дел ”краины. 60%†экспертов считают, что именно национальными интересами руководствовались руководители украинского государства при написании обращени€ к јль€нсу с просьбой предоставить ”краине ѕƒ„.

≈сли†же посмотреть на опросы общественного мнени€, то там наблюдаетс€ практически противоположна€ картина. —огласно соцопросу, проведенному фондом Ђƒемократические инициативыї и фирмой Ђёкрейниан социолоджи сервисї с 5†по 12†декабр€ 2007 года, 49,4%†украинских граждан категорически выступают против намерени€ украинского правительства подать за€вку на членство в Ќј“ќ и начать реализацию ѕƒ„. ¬ то†же врем€ 15,8%†респондентов полностью поддерживают такой шаг, 16,1%†Ч†Ђмогут это поддержать, если перед прин€тием окончательного решени€ власть проведет всенародный референдумї. ќднозначно готовы прин€ть участие в соответствующем референдуме по вступлению ”краины в Ќј“ќ 40,9%†опрошенных; Ђскорее, готовы прин€ть участиеї†Ч 23,7%†респондентов; 15,5%†Ч†однозначно не примут участие в таком референдуме и 10,6%†Ч†скорее всего, не примут участие в этом референдуме. »з украинских граждан, готовых прин€ть участие в референдуме, 52,8%†респондентов проголосовали†бы против вступлени€ в јль€нс, а 31,8%†готовы проголосовать за вступление в Ќј“ќ. ћногие эксперты объ€сн€ют такие результаты плохим информированием населени€ о Ќј“ќ. „то должны делать местные власти, чтобы население†было достаточно информировано о том, что представл€ет собой Ќј“ќ и какие выгоды несет ”краине вступление в эту военно-политическую организацию Ёто пытались вы€снить на местах корреспонденты Ђƒн€ї.

Ќиколай ¬аськив, профессор  аменец-ѕодольского государственного университета

Ч ѕроведение референдума по вступлению ”краины в Ќј“ќ или сейчас, или через энное количество лет, когда ”краина станет на пороге такого вступлени€, считаю†лишним расходом денег. ¬едь результаты разнообразных социологических опросов дают более-менее точный результат отношени€ украинцев к натовским перспективам с погрешностью в несколько процентов. Ќеслучайно коммунисты и регионалы настаивают на проведении такого референдума, потому что из этих†же соцопросов знают заранее его негативный ответ. ≈сли отношение украинцев к Ќј“ќ изменитс€ на позитивное (что считаю очень реальным при соответствующей де€тельности властных институтов), то это сразу будет зафиксировано социологическими службами. ѕоскольку вступление в ≈вроатлантический блок не предусматривает об€зательного референдума, то и проведение его†Ч это расход Ђлишнихї государственных средств, которые могли†бы пойти на социальную защиту населени€ (повтор€ю риторику тех†же регионалов и коммунистов накануне досрочных парламентских выборов).

—реди студентов-журналистов (а их у нас только три курса) периодически провожу нерепрезентативные опросы об их отношении к вступлению ”краины в ≈вросоюз и Ќј“ќ. ѕон€тно, ≈— вызывает значительно более теплые чувства, чем ≈вроатлантический аль€нс. „то†же касаетс€ Ќј“ќ, то старшие два курса довольно осторожно относились в начале к перспективе вступлени€ в эту организацию, преимущество в пользу Ќј“ќ измер€лось одним-двум€ голосами.

Ќо абсолютное большинство, процентов 60Ч70, составл€ли те, кто не определилс€. » только набор этого года студентов дал 60†процентов сторонников вступлени€ в јль€нс, противники вступлени€ составл€ли менее 10†процентов. Ќа сегодн€ больше половины сторонников Ќј“ќ и среди студентов 2Ч†3†курсов, т.е. большинство среди†бывших Ђнеопределенцевї перешли в лагерь сторонников Ќј“ќ. »нтересно, что не последним аргументом €вл€етс€ такой если Ўвеци€ может†быть в ≈вросоюзе без вступлени€ в ≈вроатлантический блок, то дл€ ”краины однозначно никто такого исключени€ не сделает; ведь Ќј“ќ†Ч это, в первую очередь, определенные демократические, социально ориентированные рыночные параметры и тому подобное. ј в ≈вросоюз очень хочетс€Е ¬тора€ тенденци€ даже будущие журналисты, профессиональна€ подготовка которых требует определенного уровн€ политических знаний, довольно слабо осведомлены с плюсами и минусами вступлени€ в Ќј“ќ, даже с самой сутью такого вступлени€.

«начительно сложнее обстоит дело с представител€ми старшего поколени€. ћало того, что они имеют, м€гко говор€, туманное представление об јль€нсе. Ќад ними мощно т€готеет еще с советских времен сформированный комплекс враждебного отношени€ к Ђагрессивномуї блоку Ќј“ќ. «начительно легче убедить незашоренного человека, чем преодолеть стойкие суевери€ у людей убежденных, которые ничего слушать не хот€т о позитивах натовской перспективы. „естно говор€, иногда возникает впечатление тупика, когда задумываешьс€ над тем, какими аргументами убедить людей пенсионного возраста. ќсобенно, если учесть, что все годы украинской независимости в этой области убеждени€ со стороны власти еще, как говоритс€, и конь не вал€лс€.

ќбращение руководителей государства к Ќј“ќ в отношении подписани€ соглашени€ о ѕƒ„ логично, и может вызывать только полную поддержку, но и на этот раз оно†было, как снег на голову. ќказываетс€, соглашение о ѕƒ„ составл€ет только три страницы основного текста и двенадцать†Ч дополнений, которые не могут вызывать существенных возражений, наоборот, могут стать серьезным аргументом в пользу подписани€ этого соглашени€ с будущим вступлением в Ќј“ќ. Ќе лучше†ли было провести интенсивную подготовительную работу, не более мес€ца, подготовить общественное мнение к этому шагу “огда странно нелогичным выгл€дела†бы бур€ в стакане воды и блокировка парламентской трибуны со стороны коммунистов и регионалов. ќтсюда†Ч общий вывод чтобы получить позитивное отношение украинского общества к натовским перспективам нашего государства, необходимо посто€нно и очень интенсивно проводить информационно-разъ€снительную работу. Ёто касаетс€ и финансовых, и гуманитарных аспектов, и определенных стандартов, которых должна достичь ”краина и которых бо€тс€ немало украинских олигархов и олигарчиков. ¬едь контроль за этими стандартами будут вести уже не Ђсвоиї политики и чиновники, а придирчивые и неуступчивые европейцы.

Ќаталь€ —трельчук, доцент кафедры политологии и государственного управлени€ „ерновицкого национального университета, руководитель научных программ „ерновицкого городского центра культурно-образовательных инициатив Ђћетасв≥тї

Ч Ќаселение ”краины мало информировано о Ќј“ќ, ≈—, интеграционных процессах. ≈сли анализировать результаты проведенных нашей организацией социологических опросов в „ерновицкой области в 2006Ч2007 годах, то более информированной €вл€етс€ молодежь, люди с высшим образованием, менее†Ч люди среднего и преклонного возраста. Ќе принима€ во внимание то, что наша область погранична€, ее жители часто даже не знают о том, что соседн€€ –умыни€ стала членом Ќј“ќ.  ак засвидетельствовал последний опрос, 46,9%†буковинцев поддерживают идею вступлени€ ”краины в Ќј“ќ, но это не означает, что они достаточно информированы об јль€нсе. —кажем, параллельно мы задавали вопросы, знают†ли наши респонденты, какие страны €вл€ютс€ членами Ќј“ќ, то 11,75% опрошенных назвали –оссию.

”становившимс€ €вл€етс€ мнение, что население «ападной ”краины имеет больше информации об указанных проблемах, чем жители ¬остока, но на самом деле это не совсем так†Ч аудиторию из различных регионов ”краины интересуют практически одни и те†же вопросы. я имею возможность делать такие выводы, поскольку мне пришлось участвовать в јкадеми€х Ќј“ќ в ƒонецке, Ћьвове, Ћуганске и —имферополе, и везде чувствуетс€ отсутствие информации и большой интерес к Ќј“ќ.

–абота по информированию населени€ проводитс€ в основном общественными организаци€ми. —кажем, мы совместно с „ерновицким фондом региональных инициатив с 1999 года провели 9†семинаров по поводу поддержки курса ”краины на вступление в Ќј“ќ.  аждый раз у нас†была различна€ целева€ аудитори€ это и представители —ћ», представители органов местного самоуправлени€, учител€, студенты. Ќо проведение такого семинара один раз в год €вл€етс€ недостаточным, требуетс€ хот€†бы раз в квартал. ¬ каждой области необходимо создать центры, возможно, на базе университетов, которые†бы работали регул€рно и обеспечивали получение необходимых знаний. Ќа сегодн€ наши преподаватели и аспиранты провод€т определенную разъ€снительную работу через средства массовой информации, но этого недостаточно. ¬ажным моментом, по моему мнению, €вл€етс€ обеспечение надлежащего уровн€ осведомленности учителей, которые должны донести эти знани€ своим ученикам, завтрашним активным гражданам ”краины. Ќедавно мы провели опрос среди учителей истории „ерновицкой области, 88%†из них признали, что в курсе всемирной истории удел€етс€ недостаточно времени дл€ раскрыти€ вопросов европейской и евроатлантической интеграции, и 81%†признал, что не имеют достаточного количества дополнительных материалов дл€ подготовки вопросов по истории Ќј“ќ и ≈—. Ёто в то врем€, когда во всех странах, которые вошли в Ќј“ќ, основной движущей силой этого процесса†была молодежь, именно благодар€ их инициативам и поддержке состо€лись интеграционные процессы. ѕоэтому группа ученых нашего университета и педагогов-методистов участвовали в конкурсе, объ€вленном ћинистерством образовани€ и науки ”краины во исполнение общегосударственных меропри€тий ÷елевого плана ”краина†Ч Ќј“ќ и победили в нем. —ейчас мы занимаемс€ подготовкой научно-методических рекомендаций дл€ учителей общеобразовательных учебных заведений по поводу изучени€ вопросов де€тельности Ќј“ќ.

—ама власть на государственном уровне должна определитьс€ со своими приоритетами и действовать четко по плану, ведь как можно рассчитывать на определенность на местах, если люди вид€т такую несогласованность действий и позиций среди властной верхушки. ≈сли речь идет о подготовке референдума, то об€зательно должен†быть обнародован ѕлан действий относительно членства в Ќј“ќ, основные критерии дл€ стран, которые готов€тс€ к вступлению в јль€нс. Ћюди должны пон€ть, что основным требованием €вл€етс€ демократизаци€ общества, а все другие†Ч только производные от этого требовани€. Ќа государственном уровне должны†быть разработаны реальные меропри€ти€. „ерез средства массовой информации должна доноситьс€ информаци€ об опыте ближайших к нам стран- членов Ќј“ќ, о сотрудничестве –оссии с Ќј“ќ, о том, сколько Ќј“ќ делает дл€ ”краины, а это†Ч поддержка научных и образовательных проектов, финансирование экологических программ. Ћюди должны пон€ть, что Ќј“ќ не агрессивный блок, а своеобразный политический клуб.

¬иктор –адчук, политолог и политтехнолог, г. ∆итомир

Ч »нформированность населени€ о —евероатлантическом аль€нсе чрезвычайно слаба€. —реди тех людей, которые во времена до провозглашени€ независимости ”краины систематически следили за политической жизнью, крепко укоренились стереотипы советской пропаганды. ”чебные заведени€ вместе со вс€кими университетами марксизма-ленинизма охватили довольно большую группу населени€ негативным агитационным массивом вс€ческих мифов относительно Ќј“ќ. Ќегатив об этом содружестве подкрепл€лс€ и подкрепл€етс€ частыми избирательными кампани€ми, в которых антинатовские всплески демонстрируют партии левого и пророссийского направлени€. »нформации дл€ населени€ о данном блоке на уровне фактов, цифр, сравнений, в том числе с привлечением кадровых военных, специалистов, вообще не слышно, тематика Ќј“ќ,†бывает, на полгода и больше исчезает со страниц прессы, радио и телеэфира. ¬ значительной степени виноваты в этом государственные органы, которые не создают информационных поводов, чтобы тематика евроатлантического сотрудничества звучала в позитивном дискурсе. Ќесколько последних лет в госбюджете выдел€лись средства на информационные меропри€ти€ дл€ распространени€ знаний о Ќј“ќ на уровне 6†млн. грн. в год. ј вот использовались†ли они эффективно, похоже, никто не анализировал. Ќа эти деньги устраивались преимущественно декларативные конференции, круглые столы, на которых мало кто по€вл€лс€ или которые не имели большого резонанса в обществе.  уда дело средства дл€ информации о Ќј“ќ в 2007 году правительство ¬иктора януковича†Ч неизвестно. ƒл€ улучшени€ этой работы органы власти, прежде всего, должны осуществл€ть возложенные на них полномочи€. ћало кому в ”краине известно, что ответственность за распространение знаний о Ќј“ќ возлагалась на ћинистерство образовани€ и науки, и нет сообщений о меропри€ти€х, которые подготовило дл€ этого упом€нутое министерство.

¬ странах ¬осточной ≈вропы, которые в свое врем€ готовились к вступлению в Ќј“ќ, огромную роль в плане информировани€ населени€ играли министерства иностранных дел и обороны. ”краинские дипломаты в этом плане некоторые достижени€ имеют†Ч в качестве примера можно привести содержательные и насыщенные меропри€ти€, которые ежегодно провод€тс€ в ”краинской дипломатической академии. ѕоразительно пассивную позицию демонстрируют органы власти на местах†Ч не вспоминаетс€ ни одного меропри€ти€ относительно Ќј“ќ, которое†было†бы предложено местной властью на ∆итомирщине за последние три года. ¬ообще институции местного самоуправлени€ демонстрируют своеобразный гуманитарный вакуум, куда попадают и проблемы информации о Ќј“ќ. Ќо тогда дл€ чего им соответствующие должностные†лица, информационные управлени€ и управлени€ по св€з€м с общественностью ¬ласти на местах могли†бы предложить целый цикл эффективных информационных меропри€тий, в первую очередь, среди молодежи и студенчества, среди работников бюджетной сферы. » эти меры через два-три года дали†бы очевидный результат.

»нформационную работу относительно знаний о Ќј“ќ†Ч а это, в первую очередь, знани€ о демократии и демократических преобразовани€х†Ч должны†были†бы проводить €чейки политических партий, во вс€ком случае правого направлени€, и особенно нынешней прав€щей коалиции, где сконцентрированы возможности и полномочи€ ѕрезидента, премьер-министра и спикера ¬ерховной –ады. ќни должны распростран€ть соответствующую информацию среди широких слоев населени€. ƒаже опережа€ государство. » делать это нужно ежедневно. ј при нынешней осведомленности населени€, когда старые мифы о Ќј“ќ не разве€ны, эти партии бо€тс€ потер€ть определенную часть своего рейтинга и не затрагивают острых и болезненных дл€ населени€ тем.

“ать€на Ѕрежнева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела военной политики ƒнепропетровского филиала Ќационального института стратегических исследований при президенте ”краины

Ч —читаю, что наши граждане плохо информированы о де€тельности —евероатлантического јль€нса. ќб этом можно судить хот€†бы по отечественным —ћ». Ќе секрет, что в местной прессе на подобные темы пишут совсем нечасто. Ќа центральных телеканалах могу отметить†лишь программу Ђ“ерритори€ безопасностиї, но и она транслируетс€ в воскресенье днЄм, когда люди зан€ты совсем другими делами. ѕубликации о Ќј“ќ по€вл€ютс€, в основном, в специализированных издани€х, но массовый читатель их не читает.  онечно, существует государственна€ программа информировани€ о Ќј“ќ, однако этого как-то не ощущаетс€. Ѕолее того, из своего†личного опыта могу сказать, что даже государственные служащие имеют о —евероатлантическом аль€нсе весьма приблизительные представлени€. —овсем недавно мне довелось читать цикл из дес€ти лекций в днепропетровском филиале јкадемии государственного управлени€ при ѕрезиденте ”краины. јудитори€ состо€ла из заместителей глав районных администраций.  ак вы€снилось, и они практически ничего не знали о Ќј“ќ†Ч что уж там говорить о простых гражданах. »з общественных организаций, которые ведут разъ€снительную работу, могу назвать ÷ентр евроатлантической интеграции, но он†лишь недавно по€вилс€ в нашем городе. ѕравда, в марте нынешнего года в ƒнепропетровске планируетс€ крупна€ международна€ конференци€ под эгидой ћинистерства обороны и посольства —Ўј, посв€щЄнна€ как раз проблеме информировани€ о де€тельности Ќј“ќ, но на таких меропри€ти€х†бывают только специалисты. Ќа мой взгл€д, изменить отношение украинских граждан к —евероатлантическому јль€нсу может не только разъ€снительна€ работа, но и последовательность в этом вопросе нашего руководства. ¬едь так получилось, что вслед за ѕрезидентом ¬.ёщенко в Ѕрюссель поехал тогдашний премьер ¬.янукович и за€вил о нашей неготовности к вступлению в Ќј“ќ. “акие противоречивые за€влени€ озадачивают западных политиков, и они вполне справедливо говор€т сначала разберитесь у себ€, а потом и мы примем решение. “еперь, после совместного за€влени€ ѕрезидента, премьер-министра и председател€ ¬ерховной –ады внешнеполитический курс ”краины выгл€дит более определЄнно. ƒумаю, что это может стать предпосылкой к продолжению диалога с Ќј“ќ, а в дальнейшем и к конкретным шагам.

ёрий  ужелюк, депутат Ћьвовского горсовета, председатель фракции ”краинской народной партии

Ч Ћьвовщина, наход€ща€с€ в пограничной зоне, р€дом со странами ≈вросоюза, информирована лучше хот€†бы в силу того, что галичане чаще езд€т именно туда на заработки, в гости к родственникам, отдыхатьЕ“.е. существует интенсивный обмен мнени€ми, который так или иначе вли€ет на отношение к Ќј“ќ. » уверенность в том, что Ќј“ќ €вл€етс€ враждебным институтом и олицетворением зла ослабевает по мере того, как ты продвигаешьс€ на запад страны и наоборот.

ќднако должен отметить, что и до сих пор Ќј“ќ воспринимаетс€ больше как политическа€ структура, котора€ поможет ”краине защититьс€ от политических (и не только) пос€гательств –оссии. “ак есть, и так, наверное, будет еще какое-то врем€, как и тенденци€†Ч чем дальше на ¬осток, тем сильнее контрагитаци€ в отношении Ќј“ќ. Ётот атавизм холодной войны должен отмереть, как и уверенность в том, что Ќј“ќ €вл€етс€ конфронтационным блоком и стоит на позици€х конфликта с –оссией,†Ч запугивание возможными войнами сегодн€ €вл€етс€ неуместным.

Ќельз€ не вспомнить и о терроризме, который, к счастью, нас теперь не касаетс€, но никто от этого не застрахован, особенно мы, учитыва€ то, как оседают на нашей территории нелегальные мигранты, которых тормоз€т на пороге Ўенгенской зоны. ќни, эти нелегалы несут с собой свою религию и пор€дки, которые не всегда €вл€ютс€ лучшими дл€ нас. ј Ќј“ќ этому вопросу удел€ет большое внимание.

¬ общем можно сделать вывод†Ч народ ”краины плохо знает, какова эта структура, Ќј“ќ, и какова ее основна€ де€тельность, в частности, по 5†пункту ¬ашингтонского соглашени€ о коллективной безопасности. Ќј“ќ†Ч это организаци€, целью которой €вл€етс€ забота об обеспечении свободы и безопасности своих членов, защита отмеченного способа жизни и поддержка мирового пор€дка, что основываетс€ на общих ценност€х демократии, прав человека и верховенства закона. ”краинцы хорошо не осведомлены и о том, как в ≈вропе осуществл€етс€ коллективна€ безопасность и что это обходитс€ значительно дешевле ≈вропе объединенной. Ќаше государство должно представл€ть люд€м больше объективной информации и откровенно говорить о всех позитивах. ƒл€ этого в государстве есть цела€ информационна€ система, однако чтобы ее задействовать, нужна обща€ позици€ правительства, президентских структур, ¬ерховной –ады. ј поскольку большинство населени€ уверены в том, что ”краина должна†быть в ≈вропейском —оюзе, то соответственно должны эти люди и пон€ть, что путь этот пролегает через Ќј“ќ.

  превеликому сожалению, политики ”краины используют в своих узко корпоративных (или не очень в узко корпоративных) интересах этот вопрос, а это недопустимо. Ќельз€ целый р€д проблем, которые касаютс€ безопасности государства в целом и масштабов жизнеде€тельности целой страны, обращать на собственные потребности и цели. ¬о всех постсоветских государствах политики наход€т в таких глобальных вопросах единство, а у нас, к сожалению, нет.

ѕоэтому сегодн€ очень серьезную активность должны про€вл€ть общественные организации, которые могут открывать консультационные пункты, широко рассказывать в средствах массовой информации о де€тельности Ќј“ќ, т.е. следует Ђвбросить в обществої дискуссию, в результате которой, как известно, и рождаетс€ истина.

ѕодготовили ћихаил ¬асилевский „ерновцы

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

 ака€ часть украинцев готова искать подработку (исследование)

3 июн€ 2017, 16:31

¬ ”краине увеличиваетс€ производство круп

2 июн€ 2017, 08:37

ѕоследние новости за сегодн€: