Ќовости / јналитика / »з тьмы веков
6 но€бр€ 2008, 08:31
–азмер шрифта: ј ј ј

»з тьмы веков

»з тьмы веков, летопись, ¬елесова книга, народ, находки, легенда
»з тьмы веков

 ий, ўек и ’орив в древнейших слав€нских летопис€х

 ак известно, только в 50-е†годы ’’ столети€ по€вились первые сведени€ о существовании древнейшей слав€нской летописи под названием Ђссссї. ќна представл€ет собой сборник текстов, созданных в IX†веке новгородскими жрецами (волхвами). ќригинал Ђ¬елесовой книгиї†был выполнен на буковых досках, с вырезанным на них св€щенным писанием древних слав€н, посв€щенным богу ¬елесу, который у слав€н†был богом скотоводства и богатства, богом мудрости и проводником в загробный мир.

¬ Ђ¬елесовой книгеї подробно описываетс€ истори€ слав€н и их предков, других европейских и азиатских народов от II†тыс€челети€ до нашей эры и до IX†столети€ нашей эры. —ледовательно, Ђ¬елесова книгаї†была написана за два века до по€влени€ в XI†веке общеизвестной летописи Ќестора Ђѕовесть временных летї, котора€ до насто€щего времени считаетс€ основным источником сведений о древней истории –уси.

1.† ак†была обнаружена Ђ¬елесова книгаї

ѕервые сведени€ о находке Ђ¬елесовой книги (в оригинале на дощечках) по€вились благодар€ сообщени€м ё. ѕ. ћиролюбова (1892Ч1970 гг.), в архивах которого долгое врем€ находилась ее фотографическа€ копи€. ѕо его сообщению, в 1919 году во врем€ гражданской войны Ђ¬елесова книгаї†была случайно найдена в имении кн€зей «адонских вблизи ’арькова офицером белой армии, полковником артиллерии јли »зенбеком (в крещении†Ч ‘едор јртурович). «десь в свое вре숆была больша€ семейна€ библиотека, и многие из составл€вших ее книг†были унаследованы от отца тогдашней владелицы, ≈катерины ¬асильевны «адонской, и ее деда, который еще во времена ≈катерины II†€вл€лс€ членом Ѕиблейского ќбщества. ¬ революцию 1917 года библиотеку разграбили, а владельцы усадьбы†были убиты местными красногвардейцами.  огда усадьба перешла к деникинцам, в ней расквартировали дивизион, где служил ‘. ј. »зенбек. —ознава€ ценность случайно обнаруженной находки, он собрал ветхие дощечки и спр€тал их в мешок. ¬ таком виде они долгое врем€ путешествовали вместе с отступающей белой армией, пока в 1924 году не оказались в Ѕрюсселе, где »зенбек познакомилс€ с†литератором ё. ѕ. ћиролюбовым, пишущим на исторические темы.

2.†–абота ё. ѕ. ћиролюбова с Ђƒощечками изенбекаї

¬ Ѕрюсселе ‘. ј. »зенбек обратил внимание ё. ѕ. ћиролюбова на свои находки, и писатель с энтузиазмом начал работать с Ђдощечками »зенбекаї, чему и посв€тил около 15†лет упорного труда. ќн приводил их в смысловой пор€док, склеива€ и переписыва€ текст. ѕозже он вспоминал: Ђя смутно чувствовал, что € их как-то†лишусь. Ѕольше не увижу, что тексты могут потер€тьс€, а это нанесет урон дл€ историиї. ƒействительно, после смерти ‘. ј. »зенбека 13†августа 1941 года Ђдощечки »зенбекаї†были изъ€ты гестапо вместе с шестьюстами его карточек. ѕо мнению ё. ѕ. ћиролюбова, Ђ¬елесова книгаї, таким образом, могла сохранитьс€ только в архивах гестапо. »звестно, что больша€ часть архивов фашистских организаций перешла в руки советского командовани€.

«атем они тайно хранились (и до сих пор хран€тс€) в ћоскве.   ним не подпускают никого.

3.†—енсационное сообщение американского журнала Ђ∆ар-птицаї

¬ но€бре 1953 года в журнале Ђ∆ар-птицаї, издававшемс€ русскими эмигрантами в —ан-‘ранциско (—Ўј), по€вилось редакционное сообщение под рубрикой Ђ олоссальна€ историческа€ сенсаци€ї, где указывалось, что благодар€ работам писател€ и журналиста ёри€ ћиролюбова в ≈вропе отыскались древние дерев€нные Ђдощечкиї V†века с ценнейшими историческими письменами ƒревней –уси (речь шла о текстах и фотографи€х ё. ѕ. ћиролюбова). — марта 1957 года в этом журнале началось издание полного текста отдельных дощечек, и продолжалось оно до 1959 года, когда журнал Ђ∆ар-птицаї прекратил свое существование.

¬ эти годы материалами по Ђ¬елесовой книгеї заинтересовалс€ некто —ергей Ћесной (ѕарамонов): свои мысли о ней он поместил в 6†Ч†10†выпусках серии книг под названием Ђ»стори€ русов в неизвращенном видеї (ѕариж, ћюнхен, 1959†Ч 1960 гг.). ѕосле смерти ё. ѕ. ћиролюбова и —. Ћесного изучением Ђ¬елесовой книгиї зан€лс€ украинский эмигрант Ќиколай ‘едорович —крипник. ќн выпустил серию книг ЂЋ≥топис дохристи€нськоњ –ус≥-”крањниї (Ћондон†Ч √аага, 1972), в которой†были воспроизведены архивы ё. ѕ. ћиролюбова с разрешени€ его вдовы. ¬ архивах ёри€ ѕетровича оказалось несколько ранее не публиковавшихс€ копий с Ђдощечек »зенбекаї. ƒо начала 90-х†годов в советской научной и публицистической†литературе продолжалась долга€ дискусси€ о достоверности существовани€ таких материалов. » только в 1992 году вышла перва€ редакци€ Ђ¬елесовой книгиї в переводе и с комментари€ми јлександра јсова в издательстве Ђћенеджерї (ћосква).

4.†—ведени€ о кие, щеке и хориве согласно Ђ¬елесовой книгеї

¬ первой части Ђ¬елесовой книгиї (всего имеем 4†части), именуемой Ђѕатриархиї (из 4-х†глав), две главы (II†и III)†посв€щены  ию, ўеку и ’ориву. “ак, во II†главе рассказываетс€ об отце  и€, ўека и ’орива†Ч јрии и об их исходе из —емиречь€. јрий, как известно,†был мифологическим прародителем жителей –уси, сыном ƒажьбога и ∆ивы. ¬ свою очередь, ƒажьбог†Ч один из известных древнейших слав€нских богов, бог всей ¬селенной, солнечный бог, сын ѕеруна и русалки –оси, прародитель будущего народа  иевской –уси. ≈го†жена ∆ива†была богиней жизни, весны, третьей супругой ƒажьбога. “аким образом, как следует из Ђ¬елесовой книгиї, отец  и€, ўека и ’орива†Ч јрий†Ч имел божественных родителей, а его им€, возможно, происходит от слова Ђарийї, т. е. Ђпахарьї. ¬от как описывает Ђ¬елесова книгаї исход слав€нского народа, под руководством јри€, из —емиречь€ (дощечка I-2б):†Ђ» вот отец јрий шел впереди нас, а  ий вел русов, и ўеко вел свои племена, а ’ореа своих хорват, и шли они из земель тех. » так†было внушено богами, когда отошли ’орев и ўек отсюда, чтобы мы сели в  арпатских горахї.

¬ дощечке I-96†описываетс€ как Ђмы пришли из кра€ зеленого к √отскому (јзовскому.†Ч јвт.) морю, и тут растоптали готов, которые†были преткновением на нашем пути. » так мы бились за земли и за жизнь нашу. ј до этого†были отцы наши на берегах мор€ у –а-рекиї (река ¬олга.†Ч јвт.). ¬ главе III,†именуемой Ђ ий, ўек и ’орив. ”тверждение –усколании, √олуни и  иеваї идет речь о том, где осели племена, руководимые  ием, ўеком и ’оривом. “ак. ¬ дощечке II-15 утверждаетс€, что  ий вз€л  иев, в котором уже пребывали оседлые племена†Ч возможно, киммерийцы, если речь идет о II†тыс€челетии до нашей эры, о временах исхода скифов из —емиречь€ и продвижении их к  арпатам. —ледовательно, основание  иева отодвигаетс€ еще дальше в прошлое, в киммерийскую эпоху, а самих киммерийцев Ђ¬елесова книгаї причисл€ет к предкам слав€н. ¬ дощечке II-15б говоритс€ о том, что Ђво времена  и€ мы†были там, где заходит —олнце, а оттуда пошли к —олнцу до Ќепры-реки (река ƒнепр.†Ч Aвт.)†и вз€л там  ий укрепленный градї. Ќо здесь†же замечаетс€, что вскоре на них напал новый враг†Ч €зы: Ђ» вот плем€ €зов напало на нас, и сеча†была велика€ї, а бог ¬ышень, обраща€сь к слав€нам, говорил: Ђƒети, огораживайте свои города и крепости! Ѕудьте как отцы ваши в борьбе с врагами! ѕусть будет борьба ваша суровой и крепкой!ї. “ак и произошло на самом деле, и €зы†были разбиты. ¬ дощечке II-7з†отмечаетс€, что когда ўек с воинами своими пошел на закат —олнца, а ’орив забрал своих воинов, то часть воинов ўека поселилась с русичами, где их земли не отделились, а образовалась Ђ–усколаньї.  ий†же уселс€ в  иеве, сообщаетс€ в Ђ¬елесовой книгеї. Ђ» мы,†Ч дополн€етс€ там,†Ч ему подчинились, и с ним –усь собралась воедино. ј если будет на нас ина€ сила, то мы пойдем на нее, потому что мы с –усью. ќна†Ч мать наша, а мы сами†Ч дети ее, и будем мы с нею до концаї.

¬ дощечке III-34 рассказываетс€, как  ий с воинами пошел на болгар, попутно войд€ в город ¬оронежиц, где проживали пол€не, и присоединил их к своему войску. Ђ» вот людей вз€л и так √олунь-град отобрал и обрел донские землиї,†Ч повествует эта дощечка. Ђ» так эта земл€ стала нашей от кра€ и до кра€†Ч и†была она –усколаньюї, пишетс€ в дощечке III-34. “ам†же далее рассказываетс€, как  ию пришлось воевать с племенем готов в районе мор€ ƒулебского („ерного мор€.†Ч јвт.). Ђ» бились мы на юге, бились с эллигами (греками.†Ч јвт.), а затем с ними торговали и так продолжалась жизнь наша. » упрочили мы силы свои, когда собрались вместе, ибо говорили громко славу богамї. ќписываютс€ в этой дощечке и причины и следстви€ битвы  и€ с √рецией. Ђ» вот отцы наши решили овладеть землей той и отодвинуть √рецколань к морюЕ » вперед пошли и имели великую битву и тогда √рецколань запросила мира, чтобы прекратилось ее падение. » так мы получили зеленотравье и зимой кормили свой скот и возглашали славу богамї. ј в дощечке II-5†рассказываетс€, как род ўека за тыс€чу п€тьсот лет до ƒира, возглавл€емый своими прадедами, дошел до  арпатских гор и там осел и стал спокойно жить. ¬оспоминани€ об исходе с  арпат к ƒнепру в город √олунь после того, как враги напали на людей ўека, приведены в дощечке I-5а.†¬ заключение дощечка I-2б†сообщает, что, как только ўек с людьми подошел к  иеву-граду и поселилс€ в √олуне, внезапно умер  ий. Ђ» тут  ий умер, тридцать лет владе€ нами. ј после него†был его сын Ћебед€н, которого звали —лавер и тот жил двадцать лет. ѕосле†был ¬ерен из ¬еликограда†Ч тоже двадцать. «атем —ережень†Ч дес€тьї. “аково краткое содержание этой главы из Ђ¬елесовой книгиї.

II.†–ассказ о кие и его брать€х по Ђѕовести временных летї

 иевский монах-летописец Ќестор написал свою Ђѕовесть временных летї (ѕ¬Ћ) около 1112 года по поручению кн€з€ —в€тополка »з€славича†Ч внука ярослава ћудрого.  ак известно, полное название†было следующим: Ђ—е повести временных лет, откуда есть пошла –усска€ земл€, кто в  иеве нача первее кн€жити и откуда –усска€ земл€ стала естьї. ¬ рассказе о первом кн€зе  ие и его брать€х ўеке и ’ориве летописец кратко сообщает следующее: ЂЅрать€  ий, ўек и ’орив с сестрой Ћыбедью жили между пол€нами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, ўековицею и ’оривицею; а старший жил там, где ныне (в Ќесторово врем€) «боричев взводї. ’арактеризу€†личные качества всех братьев, летописец отмечает: Ђќни†были мужи знающие и разумные, ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т. е.  иевомї. ќтверга€ домыслы о том, что  ий†был, €кобы, перевозчиком людей через ƒнепр в том месте, которое именовалось  иевым, летописец замечает: ЂЌо  ий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в  онстантинополь и прин€л великую честь от цар€ греческогої. «атем Ќестор рассказывает о подробност€х возвратного пути из  онстантинопол€ в следующем описании: ЂЌа возвратном пути, увидев берега ƒуна€, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем; но жители дунайские не дали ему там утвердитьс€ и доныне именуют сие место городищем  иевцемї. «авершаетс€ информаци€ летописца о  ие и его брать€х тем, что  ий скончалс€ в  иеве, вместе с двум€ брать€ми и сестрой. “аково описание  и€, ўека и ’орива по летописи Ќестора.

“аким образом, в легенде, приведенной в Ђѕовести временных летї, по сравнению с легендой, описанной в Ђ¬елесовой книгеї, остались†лишь имена из начальной генеалогической легенды. Ѕолее того, кн€зь Ћебед€н стал сестрой Ћыбедью, а жизнь в  арпатах превратилась в Ђдунайский походї  и€. ѕравда, о походе  и€ в  онстантинополь Ќестор сообщает скудно, а о войне с √рецией умалчивает вообще. Ќе упоминает Ќестор и о том, кто и сколько лет продолжал род  и€ в ближайшем столетии. ј о войнах  и€ с готами, €зами и другими враждебными племенами Ќестор совсем ничего не говорит, как и о походах к „ерному морю и об исходе древних слав€н из бассейна реки ¬олги.

“аким образом, легендарных  и€, ўека и ’орива по Ђ¬елесовой книгеї правомерно представл€ть не только основател€ми  иева, но и мифическими прародител€ми восточнослав€нского народа, в том числе и пол€н, издавна проживающих на берегах ƒнепра и его притоках.

ќлег ястребов, кандидат технических наук

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору

 омментарии (2)

  • јнонимно 24 апрел€ 2013, 19:37 ссылка
    прикольнннннно
  • best pron (анонимно) 20 декабр€ 2018, 18:21 ссылка
    R7iVoa Wow, incredible blog layout! How long have you been blogging for? you made blogging look easy. The overall look of your web site is fantastic, as well as the content!
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

¬– не смогла прин€ть свой бюджет на 2017 год

17 €нвар€ 2017, 18:33

Ќардепы не смогли увеличить себе зарплату

17 €нвар€ 2017, 15:26

”краинцы хот€т Ђтр€стиї кошельки депутатов

11 €нвар€ 2017, 18:13

ѕоследние новости за сегодн€: