Новости / Аналитика / Конотопский триумф уроки
15 июля 2009, 08:10
Размер шрифта: А А А

Конотопский триумф уроки

Конотопский триумф уроки, украинское оружие, Конотопская битва, неосмысленная победа, освободительная война
Конотопский триумф уроки

350 лет назад была одержана наиболее блестящая победа украинского оружия

 Среди тех событий, которые вполне законно могут быть основанием для национальной гордости украинцев — славная победа в битве под Конотопом, одержанная 28 июня 1659 года (по старому стилю) «коалиционным» войском гетмана Ивана Выговского, Крымского хана Магмет-Гирея при участии польского отряда Андрея Потоцкого, а также многочисленных сербских, волошских и немецких добровольцев над огромной (по некоторым оценкам, над стотысячной!) московской армией князей Ромодановского, Трубецкого и Пожарского. Конотопская битва для русской имперской историографии, а еще в большей степени для историографии советской, была «черной», нежелательной, чуть ли не бессмысленной страницей прошлого. А для объективного, незаангажированного понимания нашей национальной истории (лишенного унизительных стереотипов об «общем братском прошлом», как, впрочем, и элементов хуторянской ограниченности и самовлюбленности) эта победа имеет, без преувеличения, исключительное значение. Еще более важным является, безусловно, трезвый, честный и откровенный анализ всего, что случилось уже после Конотопа, что привело к тому, что эта победа, полученная в такой тяжелой, кровавой борьбе, оказалась потерянной, по существу, преданной. Однако — обо всем по порядку.

Конотопская битва, по оценкам современных украинских историков, была кульминацией украинско-московской войны 1658—1659 годов. Как и почему началась эта война? Правительство царя Алексея Михайловича было очень раздражено заключением в Гадяче в сентябре 1658 года договора между польской королевской властью и гетманом Выговским об унии Украины с Польшей и Литвой — потому что Москва увидела в этом документе изменение всей внешнеполитической ориентации гетмана, предоставление этой ориентации проевропейского характера, что неминуемо влекло за собой для царя потерю контроля над Украиной. Еще продолжались переговоры в Гадяче, а между казацкими войсками и московскими формированиями, расположенными в Украине, начались уже вооруженные столкновения. А вскоре после подписания Гадячского трактата царь Алексей обнародовал грамоту ко всему украинскому народу, где, в частности, объявлял об «измене» гетмана Выговского и призывал украинцев не признавать его власти и не подчиняться гетману. К царскому призыву был прибавлен весомый вооруженный «аргумент»: огромное московское войско во главе с уже упоминавшимися Трубецким, Ромодановским и Пожарским выступило весной 1659 года из Путивля на «покорение» Украины…

Выговский стремился объяснить иностранцам, в первую очередь европейцам, свою позицию. В манифесте гетмана, направленном в западные столицы, утверждалось: «Мы, целое Войско Запорожское, заявляем и свидетельствуем перед Богом и целым миром, что большие войны, веденные с Польшей, не имели никакой другой цели, как только оборону святой Восточной Церкви и прадедовской свободы, любовью которой мы держимся. Ее осуществлял вечной памяти наш гетман Богдан Хмельницкий и канцлер наш Иван Выговский. Свои частные дела отодвинули мы далеко перед славой Божьей и делами общественными. Ради этого вошли мы в союз с татарами, с пресветлой королевой шведской Кристиной, а потом с пресветлым королем Карлом-Густавом, и всем им соблюдали верность нерушимо. И Польши не дали мы никогда причины нарушить договоры, но всем соблюли свято нашу верность, условия и союзы. И не из других мотивов приняли мы протекторат великого князя московского, как только чтобы, по Божьей помощи, нашу свободу, кровью полученную и освященную, могли сохранить и после смерти передать потомкам нашим». Однако, заявлялось далее в манифесте, царь Алексей не выполнил своих обязательств перед Украиной — начал переговоры с Польшей за счет интересов Украины и даже вообще без ее участия, разместил военные заставы в украинских городах, не имея на то согласия гетмана, начал провоцировать в Украине мятежи против гетманской власти… Не на украинцев, подчеркивал Выговский, будет ложиться ответственность за новую войну — они вынуждены защищаться.

Военные действия развивались так. Вблизи Конотопа армию князя Трубецкого остановил нежинский полковник Григорий Гуляницкий с 5000 (лишь!) казаками нежинского и черниговского полков; впоследствии Гуляницкий закрылся в самом Конотопе, доблестно сдерживая давление московских воинов и ожидая помощи от Выговского с основными силами. Героическая оборона Конотопа (на протяжении трех месяцев!) действительно дала возможность Выговскому собрать войско и подойти к крепости. Соотношение сил было явно не в пользу гетмана перед решающей битвой 28 июня 1659 года, однако благодаря хорошей разведке, внезапности передвижения (враги не знали всех сил Выговского и численности татарской конницы) ему удалось — после короткого и ожесточенного встречного боя татары зашли с тыла — полностью окружить царское войско (численностью, по меньшей мере, 70 тысяч воинов; в распоряжении Выговского было 16 тысяч воинов плюс 30—35 тысяч татарской конницы), разделить его на отдельные отряды и полностью разгромить.

Победа была поразительной. 30000 московских воинов погибло. Ожидали, что Выговский прямо пойдет на Москву. Несколько знатных воевод попало в плен; известному князю Пожарскому за оскорбление крымского хана татары отрезали голову. Выдающийся историк Сергей Соловьев писал, что «цвет московской конницы, отбывший счастливые походы 1654 и 1655 годов, погиб в один день, и никогда уже после этого царь московский не был в силе вывести в поле такое блестящее войско. В траурной одежде царь Алексей Михайлович вышел в народ, и ужас напал на Москву! После завоевания стольких городов, после захвата литовской столицы царская столица Москва теперь затряслась за свою собственную безопасность: по приказу царя люди всех сословий поспешили на земляные работы для укрепления Москвы. Сам царь с боярами неоднократно приходил смотреть на эти работы. Жители околиц со своими семьями и имуществом наполнили Москву, и шёл слух, что царь выезжает за Волгу, за Ярославль…».

Почему же, несмотря на такой колоссальный триумф, не было тогда выиграна в целом московско-украинская война (а если бы этого удалось достичь, история Восточной Европы была бы совсем другой)? Бесспорно, дала себя знать деятельность «московской партии» в тылу Выговского, которой удалось разжечь «домовую» (гражданскую) войну — кстати, активно агитировали тут и некоторые православные священники, убеждавшие паству, что гетман, мол, «продал Украину ляхам» и служит варшавским и римским католикам. Но главная причина в другом: Выговский и вся тогдашняя элита не смогли убедить народ в том, что их патриотизм — это патриотизм идеи, а не «патриотизм» огромного имущества, туго набитого кошелька…

До сих пор неосмысленная победа

Годовщину Конотопской битвы на Сумщине отмечают с 1995 года, однако всеукраинский статус и значительный масштаб она обрела только в этом году и собрала около 15—18 тысяч гостей на фестиваль «Козацький родослав».

Конотопская битва проходила в несколько этапов у Конотопа, сел Шаповаловка, Сосновка, Поповка, Сарановка. Поэтому, празднование, начавшееся в Сосновке, продолжилось в Конотопе и Шаповаловке. На этот раз масштабная двухдневная программа празднования включала в себя в том числе визит Президента Украины Виктора Ющенко, который открыл памятный знак в честь 350-летия победы, установленный на въезде в село Шаповаловка. «Хватит бояться своей истории. Конотопская битва является преемницей освободительной войны Богдана Хмельницкого и предшественницей вооруженного выступления Ивана Мазепы», — отметил Виктор Ющенко на открытии памятного знака битвы в селе Шаповаловка

Основной площадкой фестивальных мероприятий стал «Казацкий городок» (экспозиция, которая иллюстрировала казацкое жилье и быт), а также праздничная сцена. Для создания «Казацкого городка» каждый район Сумской области обустроил казацкие курени, которые воспроизводили быт и традиции казацких времен. Таких куреней было 19, каждый из них имел соответствующее название (Роменский курень, Ахтырский курень, Курень Кролевецких ткачей и другие), оригинальное украшение, представлял свои кулинарные достижения (среди которых, конечно же, был настоящий кулеш, рецепт которого так и не раскрыли).

— Здесь представлены настолько уникальные вещи, что некоторые из них сложно увидеть даже в музеях: это и ульи, и казацкие пушки, орудия труда, которые использовали приблизительно в начале XVII века, — отмечает Любовь Демченко, член организационного комитета фестиваля.

Вся экспозиция куреней выглядела очень колоритно, поскольку впечатление усиливали выступления художественных коллективов, которые исполняли эпические и исторические песни, думы, воспроизводили традиции, обряды и обычаи периода казацкой эпохи.

Среди всего многообразия ярко выделялись изделия мастеров декоративно-прикладного искусства — гончаров, мастеров по плетению соломы. Мастер из Киева Раиса Павленко, признается, что искусство плетения из соломы, давалось ей непросто.

— Здесь вы можете увидеть ангелов-хранителей, ладанку из соломы (в которой хранили ладан), много разновидностей крестов, «дедову бороду» (символ деда-прадеда), веночки (к примеру, жатвенный — символ собранного урожая). Круг, как вы знаете, символизирует солнце, а значит, жизнь, — рассказывает «Дню» пани Раиса.

Гости из села Трудолюб под Миргородом, Петр Федерюк и Влад Селий продемонстрировали, какой была кузница во времена гетмана Ивана Выговского: воз, кузнечный мех, земляной горн, маленькая наковальня, набор щипцов и молотков, — этого достаточно было кузнецу, чтобы идти с казаками в поход.

Невозможно было обойти вниманием и конный театр «Украинские казаки» и бесстрашно-гордых всадников с «оселедцами». Участник театра Влад верхом на коне Догматике с присущей ему казацкой лаконичностью говорит:

— Я — украинец и этим все сказано. То ли праздник такой как сегодня, то ли будни — ощущение украинства в крови от того не изменяется!

Впрочем, большинство из опрошенных нами гостей фестиваля воспринимало праздник исключительно как повод для развлечений и веселья. Оказалось, что большинство из них даже не знает, почему Конотопская битва может быть поводом для украинской гордости, и почему вообще о ней стоит помнить… Значение подобных фестивалей, посвященных большим историческим победам (а не поражениям) украинцев, сложно переоценить. Но только тогда, когда они становятся поводом не только для праздника, но и для осмысления истории.

Комментарий

Игорь Лосев, кандидат философских наук, доцент Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

— Украинская власть и в целом украинское общество еще остерегаются ставить точки над «i» относительно своего прошлого из-за того, что существует своего рода генетический страх у многих украинцев перед мнением Кремля — «Большого брата». Потому у нас боятся праздновать эту действительно блестящую победу, эту настоящую славу украинского оружия. Это поведение не делает чести Украине как независимому государству. Я уже не говорю о том, что любое независимое государство не должно позволять внешним факторам влиять на отношение к собственной истории. В данном случае речь идет об общем несовершенстве украинской государственности на современном этапе. Мы во многих аспектах еще не избавились от зависимости от России, прежде всего — в духовном, экономическом, политическом плане. Один из наших политических деятелей очень остроумно сказал, что Украина вышла из состава России, но Россия не вышла из Украины. И эта российская точка зрения, российский взгляд, российское видение присутствует во многих сферах украинского мышления. Очень жаль, что мы, создав систему празднования всяческих поражений (а в украинской истории их было много), абсолютно забыли о блестящих победах, которыми нужно гордиться. Конотоп является на самом деле славой украинского оружия, это самая блестящая победа во всей истории Украины с учётом сугубо военных результатов этой баталии. История вообще является великим провокатором, ведь в один год подбросила нам целых два больших юбилея: юбилей Полтавской Битвы — 300 лет, и юбилей Конотопской битвы — 350 лет. Очень стыдно и очень печально, что юбилей Конотопской битвы не праздновался с размахом. Это совсем не делает нам чести.

Людмила Жукович, Елена Авдиенко, Игорь Сюндюков,

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Последние новости за сегодня: