Ќовости / јналитика / »горный бизнес вс€ надежда на ћинфин
4 феврал€ 2008, 08:44
–азмер шрифта: ј ј ј

»горный бизнес вс€ надежда на ћинфин

»горный бизнес вс€ надежда на ћинфин, ”краинска€ экономика, льготы, ¬ерховна€ –ада, азартные игры
»горный бизнес вс€ надежда на ћинфин

 огда кака€-нибудь денежна€ отрасль украинской экономики оказываетс€ на пересечении интересов множества игроков рынка, государству становитс€ очень непросто ее отрегулировать. »меть дело с парочкой олигополистов руководству отечественной экономикой как-то привычнее и легче. ј то вышеупом€нутые Ђмногие игрокиї так и норов€т выстроить процесс под себ€. Ћоббируют множество законопроектов, различные льготы, своих людей в ответственные чиновники и т.д. ѕодобное творитс€, например, на рынке св€зи, на рынке земли, строительства и многих других. ј также рынке азартных игр, о котором и пойдет речь.  ого, спрашиваетс€, слушать государству в таких услови€х, если любой Ђрыночный экспертї по определению заангажирован

“олько за три мес€ца работы ¬ерховной –ады нового созыва депутаты подали четыре(!) законопроекта, касающиес€ регулировани€ игорного вопроса. Ќе меньше их Ђболталосьї по комитетам в минувшем созыве (включа€ кабминовский, о котором Ђ«Ќї писало в є 19†за 19†ма€ 2007 года). ј первый такой законопроект†был предложен еще лет шесть назад. — тех пор воз и ныне там. —праведливости ради нужно отметить, что если†бы какой-то из этих законов†был прин€т, то ситуаци€ на рынке осталась†бы далекой от идеальной все они традиционно†были полны Ђфорточекї, Ђчерных ходовї, двузначных формулировок и лоббировали интересы тех или иных участников рынка.

»нтересы государства на рынке азартных игр очевидны. Ёто, с одной стороны, увеличение поступлений в бюджет от игорных заведений. — другой†Ч сохранение Ђздоровь€ нацииї путем ограничени€ доступа к игровым площадкам несовершеннолетних,†лиц с неустойчивой психикой, декриминализации этого бизнеса. ¬ некоторой степени эти два интереса друг другу противоречат, поэтому государство должно найти между ними баланс. ќчевидно также, что наиболее оптимальна€ стратеги€, позвол€юща€ решить обе проблемы,†Ч это установление простых и непротиворечивых правил работы дл€ легальных предпри€тий игорного бизнеса и контроль за их выполнением.

Ќе менее очевидны и интересы участников игорного рынка. Ёто†Ч получение прибыли. ѕравила, устанавливаемые государством, должны давать законопослушным владельцам казино и игровых автоматов возможность эту прибыль получать. ј также оставл€ть возможность дл€ ее прогноза, что необходимо дл€ привлечени€ инвестиций (то есть дл€ стабильной работы).

≈стественно, правила игры должны предусматривать взаимную ответственность. √осударство должно обеспечивать неизменность таких правил, независимо от состава действующего правительства или парламентской коалиции. ј участникам рынка следует усвоить, что если они с целью повышени€ своей текущей рентабельности будут эти правила нарушать, то рискуют потер€ть все.

» государство, и бизнесмены должны понимать, что какими†бы привлекательными ни†были услови€ легальной игорной де€тельности, нелегальна€ всегда выгоднее.  ак уже отмечалось, об€зательным элементом государственной политики в отрасли должны†быть†жесткий контроль игорных предпри€тий и борьба с Ђподпольщикамиї. Ќо ответственность за Ђработу по-беломуї должна†быть и со стороны операторов, в первую очередь крупных. ¬едь Ђподпольеї забирает у них долю рынка, если это конкуренты, и ставит под удар весь бизнес, если оно Ђсвоеї. ƒвойные стандарты приведут к еще большей криминализации рынка и его уходу в тень. ѕотому что на практике все гораздо дальше от вышеописанных идеалов.

„то†же предлагают депутаты в тех законопроектах, которые они срочно подали, едва успев усестьс€ в свои властные кресла

Ќапример, проект закона ”краины Ђќб азартных играхї (регистрационный є 1016), внесенный нардепом-регионалом √ригорием —митюхом, не содержит даже определени€ основных терминов Ђазартна€ играї, Ђорганизатор азартных игрї, Ђтотализаторї и т.д.  роме того, согласно выводам √лавного научно-экспертного управлени€ ¬ерховной –ады (√ЌЁ”), законопроект фактически не устанавливает механизм†лицензировани€ подобной де€тельности. „асть 4†ст. 5†законопроекта гласит, что пор€док выдачи этих†лицензий устанавливаетс€  абмином, тогда как, по мнению участников рынка, он должен определ€тьс€ нормой пр€мого действи€.

ќтдельно нужно сказать о требовании сосредоточить игорную де€тельность в специально отведенных дл€ этого зонах. ¬ разной форме оно звучит и в законопроекте √.—митюха (предлагаетс€, чтобы  абмин определил четыре специальные территории, где будет разрешена така€ де€тельность), и в тех проектах, о которых мы скажем ниже. ƒа, в мире есть определенный опыт сосредоточени€ игорного бизнеса в отдельных Ђрезерваци€хї. ”спех Ћас-¬егаса и ћонако не дает поко€ отдельным отечественным политикам†Ч им все врем€ снитс€, что это можно повторить в родном гуцульском селе или шахтерском городке. ќднако здесь слишком много нюансов.

Ќапример, подобные территории существуют только в странах, где Ђособые зоныї возникли исторически штат Ќевада и р€д индейских резерваций в —Ўј, конфедераци€ ћонако и ‘ранции, присоединенные к  итаю†бывшие британские колонии ћакао и √онконг, которые имеют статус специального административного района. “о есть игорные зоны создавались в тех странах, где до этого уже существовала регул€торна€ база, позвол€вша€ совмещать национальное и Ђспециальноеї законодательство. ј не наоборот.

¬едь есть и отрицательные примеры. Ќапример, искусственно созданные игорные зоны в –оссии уже породили множество протестов со стороны как местных жителей, так и местных властей. √отова†ли ”краина, ради амбиций отдельных землевладельцев, создавать у себ€ Ђгосударства в государствеї и если да, то отдают†ли себе отчет наши законодатели, что игры в —Ё« и “ѕ– по сравнению с этим покажутс€ детской забавой

¬ынос игорных заведений в специальные зоны предлагаетс€ и законопроектом є 1016-1, внесенным депутатом-бютовцем ¬алерием ѕисаренко. ѕравда, он предлагает создавать зоны в рамках каждого города по две†Ч в черте и по две†Чза его чертой. ѕроцедура†лицензировани€ этого вида де€тельности, предлагаема€ в указанном законопроекте, дублирует уже прописанную в «аконе Ђќ†лицензированииї.  роме того, трудно будет соблюсти предусмотренный законопроектом запрет на азартные игры в сети »нтернет.

Ќедостаточно четко, по мнению √ЌЁ”, прописаны нормы†лицензировани€, а также определены базовые пон€ти€ и в законопроекте є 1016-2 ќксаны Ѕилозир и »рины √еращенко.

¬оистину, простота†бывает хуже многих пороков.

«аконопроект є 1094 Ђќб ограничении проведени€ де€тельности по организации и проведению азартных игр на игровых автоматах на территории города  иеваї народного депутата от ѕ– ¬асили€ √орбал€ умещаетс€ на одной страничке и содержит три пункта, свод€щихс€ к запрету организации залов игровых автоматов на территории  иева (за исключением расположенных в казино), а также разрешающих работать до окончани€ срока†лицензии тем, кто получил ее до вступлени€ закона в силу (а вступает он в силу через три мес€ца со дн€ опубликовани€). ¬ случае прин€ти€ такого закона ситуаци€ на рынке сложитс€ просто феерическа€. ”частники рынка будут поставлены перед выбором†либо за три мес€ца переоформить†лицензию на любых услови€х,†либо перемещатьс€ в  иевскую область, где их с распростертыми объ€ти€ми готовы встретить крупные землевладельцы со специальными ценами.

¬прочем, √ЌЁ” ¬ерховной –ады сделало вывод о том, что данный законопроект, устанавливающий разные правила игры дл€ разных игорных заведений, противоречит ст. 13† онституции ”краины о равенстве всех субъектов права перед законом и ст. 47†’оз€йственного кодекса ”краины, также гарантирующей предпринимател€м равные услови€.

“ем не менее, по мнению экспертов —оюза предпринимателей игорного бизнеса ”краины, в законопроектах содержитс€ и р€д позитивных предложений. ¬о-первых, заложенные туда требовани€ к укрупнению бизнеса. Ёто позволит избежать р€да злоупотреблений, поставить барьеры на пути тех, кто хочет легко зайти в отрасль и сн€ть сливки. ќднако такие ограничени€ должны касатьс€ не только, например, размера уставного фонда, но и ужесточени€ правил†лицензировани€, а также размеров помещений и права передачи оборудовани€ в аренду (чтобы избежать, к примеру, повсеместной установки игровых автоматов).

¬прочем, эксперты понимают, что привести все эти законопроекты к единому знаменателю вр€д†ли удастс€. ќсобенно если учесть ситуацию, сложившуюс€ в насто€щее врем€ в парламенте. ѕолитическое противосто€ние в стенах ¬ерховной –ады уже привело к тому, что работа профильного комитета по вопросам промышленной и регул€торной политики и предпринимательства над законопроектами по игорному бизнесу оказалась фактически заблокированной. Ќеделю назад руководитель комитета Ќаталь€  оролевска€ даже†была вынуждена отменить его заседание из-за отсутстви€ кворума. ѕричина проста†Ч большинство мест в комитете принадлежит оппозиции. » пон€тно, что молодой политик из Ѕё“ просто не в состо€нии самосто€тельно справитьс€ с бойкотом со стороны более опытных регионалов и коммунистов.

ѕоэтому теперь†Ч слово за  абмином. ј точнее†Ч за ћинфином, который €вл€етс€†лицензирующим органом и регул€тором рынка азартных игр, а следовательно, ответственен за поступлени€ в бюджет. ≈го руководство неплохо разбираетс€ в теме (нынешний министр финансов ¬иктор ѕинзеник†был инициатором увеличени€ стоимости†лицензии дл€ операторов рынка), и от него можно ожидать профессионального документа, который удовлетворит и государство, и бизнес.

јвтор ¬асилий  онюшенко

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

 ака€ часть украинцев готова искать подработку (исследование)

3 июн€ 2017, 16:31

¬ ”краине увеличиваетс€ производство круп

2 июн€ 2017, 08:37

ѕоследние новости за сегодн€: