Новости / Аналитика / Чего, кроме денег, не хватает образованию
8 февраля 2008, 09:45
Размер шрифта: А А А

Чего, кроме денег, не хватает образованию

Чего, кроме денег, не хватает образованию, образование, независимость, реформирование, Петр Могила
Чего, кроме денег, не хватает образованию

Отечественное образование имеет серьезные достижения, в том числе времен независимости. Однако я знаю много интересных инициатив, реформаторских начинаний, но не слышал, чтобы кто-то их обобщал, прекращал эксперимент или его продолжал. Сегодня, считаю, необходимо остановиться в круговороте «реформаторских событий», осмотреться и вынести определенные уроки. Их, по моему мнению, как минимум пять.

Урок первый

Реформирование образования — дело необходимое и срочное. Иное дело, что мы осуществляем его бессистемно, непрозрачно и без надлежащего научного обоснования. Прежде всего, что надо учесть, — историческую традицию и социальное положение образования. Они сформировались как базовые ценности государственности, общественного сознания и национальной безопасности. Их истоки можно проследить исторически, начиная от Нестора-летописца, просветительской деятельности Петра Могилы и первых казацких школ. Бывали, конечно, периоды низших возможностей, связанные с катаклизмами и социальными потрясениями. Но во все времена, изменяясь, наше образование сохраняло свой определяющий стержень. Очень важно сберечь его. Следует помнить и то, что от прошлой эпохи мы унаследовали достаточно развитую систему, охватывающую сеть от дошкольных учреждений до системы переподготовки и повышения квалификации. По статистическим показателям Украина находилась на уровне большинства развитых стран. Иное дело — качественные показатели. Особенно в сфере экономических и социально-гуманитарных наук. Это же можно сказать и о старых экстенсивных методах обучения, унификации и догматизации учебного процесса. Я уже не говорю о нашем отставании в сфере технического оборудования и компьютеризации.

Произошедшие изменения открыли широкие возможности, они же вызвали появление новых проблем. Они не только в недостаточном финансировании науки и образования. Падает интерес к учебе, снижаются качественные показатели знаний, деградирует мораль. К тому же, как оказалось, большинство педагогов не готовы воспринимать мир таким, каким он есть на рубеже тысячелетий. И даже те из них, кто пытается вырваться из жестких объятий старой логоцентричной системы координат, делает это на основе «частных» педагогических инициатив, строящихся на поспешно выдуманных или заимствованных у мировых педагогических авторитетов программах, способах и методах обучения. И то, что наша школа сохранила свои позиции, произошло, думаю, благодаря не «реформолатанию», а консервативному стержню образования.

Урок второй

Реформы в образовании и науке начинают не со смены вывесок, не с заботы об отдельных столичных элитарных учебных заведениях нового типа, не со щедрых раздач подарочных приложений «национальный», не с финансирования академических институтов по принципу «колхоза» и тем более, не с повышения пенсий академикам. Кто-то задумывался над тем, как на этом «штопанном» поле живет сельская школа, периферийные учебные заведения нового и не нового типа, молодые талантливые ученые и педагоги Кто-то пытался хотя бы вселить им социальный оптимизм

Конечно, открытие альтернативных ВУЗов — необходимое условие демократизации образования. Но, согласитесь, существует и другая сторона медали — дискредитация высшей школы, когда эти учебные заведения открываются без надлежащего научного обоснования, а тем более — без соответствующих учебно-материальной базы, научно-педагогических кадров и т. п. Разве сложно понять, что университет — это не только студенты, лицензии на «виртуальные» специальности, помещения, библиотеки, спортивные комплексы, а еще и свои научные школы, маститые ученые, что не достигается мгновенно. Нынешняя позиция Министерства образования и науки относительно псевдовузов, считаю, правильная.

Анахронизмом на этом фоне является существующая сетка узких отраслевых университетов (в каждом областном центре по 3—5), преподаватели которых обслуживают поочередно каждый из них. Разве не лучше было бы создать один конкурентоспособный классический университет На науку необходимо выработать целостный взгляд, так как она традиционно рассматривается у нас как академическая, вузовская и отраслевая. И тут, по моему мнению, есть только один путь объединение академических и отраслевых заведений с университетами. Относительно финансирования науки, то это нужно осуществлять не в целом, не по былым заслугам маститых ученых, а в зависимости от реализованных конкретных проектов, как это делается во всем мире.

Урок третий

Реформирование образования — это поворот к личностной и культурной модели образования. Господствующая сегодня профессиональная модель сдает свои позиции. Новая модель должна строиться на педагогике личности, утверждении индивидуального подхода в учебе. Эта модель, как и все общество, должна создать предпосылки для того, чтобы ребенок мог по возможности глубже познать себя, развить свои способности и в полной мере реализовать их в зрелом возрасте. Патерналистская педагогика должна уступить педагогике сотрудничества, конструктивность которой определяется общим поиском истины. Роль «оракула» в современном информационном обществе уже непривлекательна и непроизводительна. Преподаватель должен «искать» истину вместе с учеником. Он вместе с ним должен переживать «проколы» в процессе этого поиска и вместе с ним радоваться, когда цель достигнута.

Смыслом современного образовательного процесса в целом должен стать переход от школы «знания ради знания» к жизнецентричной школе (знания ради успеха), от школы знания к школе понимания. «Чего я не понимаю, тем я не владею», — справедливо отмечал Вольфганг Гете. Понимание является одной из фундаментальных необходимостей и вместе с тем способностей человека. Понимание — это способность мыслить на уровне ума, способность не столько воспринимать и перерабатывать информацию, сколько находить смысл этой информации, связывать ее со смыслом событий настоящего, прошлого и будущего, делать все это достижением индивидуального и коллективного опыта. Понимание оплодотворяет жизнь смыслом, делает человека более уверенным в себе, внутренне свободным. Непонимание не должно быть основой для наказания (отрицательная оценка). Чтобы у наших детей развилась способность к пониманию, их мысль должна стать раскрепощенной. Это требует самого пристального внимания не только к изменению содержания и форм обучения, но и к разработке и внедрению новых методик контроля и оценивания знаний учеников.

Урок четвертый

Реформирование в образовании — это не «штопанье» в угождение времени и принципам (вхождение в европейское пространство и отдельные его участки). Речь идет не об отдельных деталях. Образование — это сложная самоорганизующая система, требующая и отношения к ней как к системе и со стороны государства, и со стороны общества. Это предусматривает, во-первых, формирование новой экономической модели, которая основывалась бы на многовекторности финансирования и продуманной системе экономного отношения к государственным средствам. Качественное образование дорого стоит. И это должны понимать не только в Киеве. Уже давно существует необходимость во введении местных налогов, средства от которых конкретно направлялись бы на образование. Нужно предоставить возможность каждой школе иметь свой счет в банке, свободно им пользоваться. Когда школа станет самостоятельным субъектом финансовых отношений — и спонсора будет легче найти, и сами родители на законном основании смогут передавать деньги школе. Наверное, лишь тогда нужно ожидать появления у директоров школ, образно говоря, хозяйственной жилки. При таких условиях будут возобновлены и подсобные школьные хозяйства, построены мини-пекарни и мини-котельные, и школы будут обеспечиваться автономными энергоисточниками и т. п. Что касается ВУЗов, то здесь, кроме госзаказа и финансирования за счет физических или юридических лиц, следует ввести принципиально новую форму государственного индивидуального кредитования. Кроме того, надо пересмотреть отношения между теми, кто готовит кадры и кто их заказывает. Современные коммерческие структуры, банки, получая специалиста, должны нести определенные затраты на его подготовку в государственном учреждении. Заработанные учебными заведениями внебюджетные средства строго держатся в объятиях государственного казначейства. Разве в этих условиях могут быть стимулы их зарабатывать или искать новые источники финансирования

Во-вторых, реформа не будет последовательной, если мы не оптимизируем учебные планы, не ликвидируем дублирований (базовая школа — старшая школа — вуз), что не только обуславливает дополнительные финансовые расходы, но и делает обучение неинтересным. Аналогичным должен быть подход к срокам обучения. Есть много вузовских специальностей, где учебный процесс искусственно заполняется или необязательными предметами, или теми, которые изучаются в средней школе. Эту проблему мог бы решить переход к профессиональной школе. Но первые шаги, сделанные в этом направлении, в частности, подготовка новых государственных школьных стандартов и учебников, свидетельствует, что у нас может «произойти как всегда». Например, дважды в базовой и старшей средней школе ученикам на уроках физики предлагается фактически одна и та же информация (кстати, полученная наукой еще в начале XX века!). Разница только в том, что в первом случае — с меньшим количеством формул, а во втором — с большим. Вы не найдете там ни одного физического явления, открытого во второй половине XX столетия. О каких нанофизике, квантовых компьютерах и новейших технологиях может идти речь!

С этой проблемой связана и система подготовки и написания учебников. То, что их не хватает, не означает, что их издается мало. Не стану говорить о том, что их готовят уже все, кто умеет писать. Альтернативность, бесспорно, должна быть, но по крайней мере на этапе рукописи или эксперимент

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Порошенко назвал условия для восстановления нормальных отношений с Россией

27 мая 2017, 18:45

Подписан указ о праве украинцев на безвиз

26 мая 2017, 15:21

Последние новости за сегодня: