Ќовости / јналитика / »нновационность как норма образовательных реформ
2 марта 2009, 08:15
–азмер шрифта: ј ј ј

»нновационность как норма образовательных реформ

»нновационность как норма образовательных реформ, реформы, образование
»нновационность как норма образовательных реформ

я не ставил перед собой цель представить комплексную концепцию развити€ высшего образовани€ в ”краине. ћо€ задача состоит в том, чтобы посмотреть на нерешительные попытки реформировани€ университетской жизни рациональным взгл€дом. ј также доказать тезис о необходимости завершить начатое, а потом уже пользоватьс€ результатами реформ, не нарека€ на трудную жизнь или, еще хуже, смирившись с очевидным†Ч недопустимым падением качества научных исследований и образовани€. ќбижатьс€ надо только на самих себ€, на собственную неспособность превратить риторику в реальные дела. “акие важные проекты, как автономи€, Ѕолонские реформы, рейтингирование университетов и внешнее независимое оценивание (тестирование), взаимосв€заны теснейшим образом. ƒействительно†Ч это единственное дело, которое должно†быть сделано. ѕотому что от его успеха зависит конкурентоспособность нашего государства. ћо€ позици€ в значительной степени подкрепл€етс€ опытом Ќационального университета Ђ иево-ћогил€нска€ академи€ї и  онсорциума по университетской автономии. Ќаука или образование?

’от€ это может показатьс€ парадоксальным, но глобальный кризис создает благопри€тные услови€ дл€ насто€щих реформ. ƒл€ этого предлагаетс€ прин€ть четыре тезиса. ¬о-первых, нет никакой национальной науки. ¬ научном мире профессионал знает цену другому профессионалу. ћобильность и сотрудничество на международной арене†Ч залог успешности, в частности, через вт€гивание ”краины в глобальную конкуренцию. ћы†же пытаемс€ ее избежать, выискива€ аргументы в оригинальной ментальности или так называемых особых традици€х отечественной науки. ’от€ этими традици€ми можно скорее отпугивать новые поколени€ исследователей, чем хвастатьс€. “о, что мы называем лучшими достижени€ми украинской науки, относитс€ не к организационным преимуществам советской системы, а к персональным достижени€м украинских ученых, которые в лучших услови€х сделали†бы намного больше. Ќельз€ создать что-то новое, не отказавшись при этом от старого†Ч того, что т€нет обратно и не позвол€ет осуществить прорыв на определенных направлени€х исследований, а также, что самое важное, в системных изменени€х.

ѕоэтому, во-вторых, следует изменить организацию научной де€тельности, сохран€ющуюс€ по сегодн€шний день с первых лет советской власти, отказавшись от принципа ее обособлени€ от высшего образовани€. Ёти традиции оказались действительно стойкими. ƒескать, насто€ща€ наука†Ч дл€ академических и научно-исследовательских институтов, а образование†Ч дл€ университетов, в которых существует, соответственно, особа€ вузовска€ наука. “акое разделение позвол€ло эффективнее контролировать интеллектуалов и концентрировать усили€ на стратегически важных дл€ ———– технологических направлени€х. ќтметим, что тоталитарное государство знало, что ему нужно,†Ч оно существовало в услови€х противосто€ни€ с целым миром. —ейчас система советских госзаказов исчезла, а созданна€ ею инфраструктура осталась, превратившись в неоправданный анахронизм. ѕоэтому развитие науки в ”краине должно происходить там, где ему и предназначено с самого начала,†Ч в стенах университетов. ”чебный процесс, соответственно, организовываетс€ не сам по себе, а вокруг научных исследований.

¬-третьих, надо перестать смотреть на университеты как на бездну, поглощающую все больше бюджетных средств. «начительные демократические достижени€, к сожалению, пока что не позвол€ют преодолеть посттоталитарный статус нашего государства. —егодн€ стремление контролировать как можно больше, даже вопреки очевидной выгоде дл€ себ€, кажетс€ действительно иррациональным. Ќациональные интересы ”краины состо€т в ответах на многочисленные вызовы и угрозы, а не в самообмане и самоизол€ции. √овор€ иначе, у нас нет современных университетов, способных вли€ть на национальную экономику, решать кардинальные технологические и общественные проблемы. »нтересно, что перед украинскими университетами никто и не ставит таких требований. ¬ысшее образование развиваетс€ пассивно и экстенсивно, а именно за счет хаотического увеличени€ количества высших учебных заведений. Ќа сегодн€шний день у нас 904†вуза, в том числе 351†университет. Ёто действительно дикие цифры, поскольку ”краина может себе позволить только несколько дес€тков качественных университетов, которые в значительной степени сами будут заботитьс€ о себе.

Ќаконец, в-четвертых, нам надо определитьс€ относительно стратегических задач дл€ науки и образовани€. ≈сли —оветский —оюз пыталс€ доминировать милитарно,†Ч дл€ ”краины наиболее приемлемым†было†бы достичь конкурентоспособности на глобальной арене, будучи неотъемлемой частью европейского сообщества и продуциру€ новое знание, необходимое дл€ участи€ в мировом распределении труда. ¬нешнее независимое оценивание

¬недрение ¬Ќќ стало действительно самым крупным достижением в украинском образовании за годы независимости. »сход€ не столько из задач, на него возлагающихс€, как из последовательности различных ветвей власти и даже конкурирующих политических сил в осуществлении этого проекта. √овор€ сегодн€ о том, что 72%†украинцев поддерживают ¬Ќќ, мы забываем, что совсем недавно существовала опасность противосто€ни€ с такой важной социальной группой, как родители абитуриентов. ¬едь всем пон€тной†была предыдуща€ система поступлени€ в вузы. Ѕольшинство украинских семей, у которых†были выпускники школ, пытались запастись определенными договоренност€ми о поступлении своих детей еще до начала вступительной кампании. ѕосле первого года своего функционировани€ ¬Ќќ не решило проблему коррупции и не повли€ло существенным образом на развитие высшего и среднего образовани€. Ќо оно дало надежду, что в ”краине в принципе существуют политическа€ вол€ и†желание выйти из состо€ни€ постсоветской стагнации.

ƒовольно неожиданно ¬Ќќ стало индикатором динамики реформ. ≈сли движение вперед будет происходить настойчиво и, главное, осмысленно, к лучшему изменитс€ обща€ ситуаци€ в украинском образовании. ¬ том числе с помощью широкой общественной поддержки. ≈сли†же, наоборот, возникнет подозрение, что дальнейшего движени€ не будет, нам угрожает резкое падение всех остальных показателей. ѕричем намного большее, чем при отсутствии ¬Ќќ. ќдин шаг вперед неминуемо требует всех других надлежащих шагов. ѕока что частично достигнута одна цель: расширение доступа к высшему образованию. Ќапример, во все киевские вузы попало намного больше студентов из провинции, чем в предыдущие годы. ƒл€ абитуриентов по€вились такие возможности выбора учебных заведений и специальностей, которых не†было раньше. —ледующим логическим шагом†была†бы имплементаци€ болонских норм в отечественное законодательство. ¬недрение общенационального ¬Ќќ €вл€етс€ необходимой частью реформировани€ образовани€, но оно ни в коем случае не может заменить собой другие реформы.

ѕоэтому важно рассмотреть хот€†бы некоторые угрозы относительно ¬Ќќ, которые могут возникнуть при условии замедлени€ реформ в высшем образовании. Ќепременно даст о себе знать длительное отстранение ¬Ќќ от процесса отбора студентов. “езис о том, что главна€ задача университетов†Ч учить, а не отбирать себе лучших, €вл€етс€ ошибочным, направленным против развити€ рыночных отношений и здоровой конкуренции. —ертификаты ¬Ќќ могут только определенное вре숆быть определ€ющими во врем€ поступлени€, но в будущем, с уменьшением количества и увеличением качества украинских вузов, только университет будет давать ответ, какой абитуриент ему нужен. –ечь идет не только о внедрении новых тестов на способности или выставлении определенных коэффициентов на гуманитарные и естественные специальности. —ледует понимать, что сертификаты ¬Ќќ†Ч это только инструмент дл€ формировани€ такого коллектива студентов, который лучше всего будет соответствовать задачам стратегического развити€ университета.

ѕреодоление коррупции во врем€ поступлени€ не может считатьс€ непосредственной задачей ¬Ќќ. Ёто огромна€ социальна€ проблема, котора€ не может рассматриватьс€ только как уголовное преступление или исключительно в морально-этической плоскости. —ледует признать, что вз€точничество в ”краине стало частью экономики высшего образовани€, когда удивительным образом исчезает различие между доходом и прибылью. “ак†же, как плагиат превратилс€ в неотъемлемую часть академической жизни. ¬ советские времена это действительно†было развращением. —ейчас доминирует рыночна€ риторика, вместе с этим, нет возможности дать вузам надлежащее бюджетное финансирование. — одной стороны†Ч коррупци€ в самой государственной системе, многочисленные примеры незаконного обогащени€ в частном секторе, с другой†Ч вполне справедливые разговоры о том, что ничего бесплатного, в том числе образовани€, не†бывает. ¬се это выступает основой дл€ того, что вз€тки, сознательно или не сознательно, воспринимаютс€ как прообраз рыночной платы за обучение. ѕроблема в том, что студент, давший вз€тку, а не внесший в университетскую кассу законную оплату, стремитс€ не к качеству и требовательности, а только к получению диплома. Ќекачественное платное обучение, фактическа€ продажа дипломов†Ч следствие тех†же негативных процессов.

ƒолжно†быть переосмыслено пон€тие расширени€ доступа к высшему образованию. Ёто не только возможность выпускникам школ присылать свои документы на разные специальности в неограниченное количество вузов. Ќынешние тесты ¬Ќќ определ€ют уровень знаний (Achievement tests). –асширение доступа к высшему образованию осуществл€етс€ с помощью тестов на определение способностей (Ability tests). ќни†были созданы в —Ўј дл€ оценивани€ солдат, которые вернулись с ѕервой мировой войны и†были неконкурентоспособны по сравнению с абитуриентами, имевшими возможность готовитьс€ к поступлению в университеты. ƒл€ реализации этой цели†был организован совет ректоров (College Board) самых крупных университетов —Ўј, де€тельность которого в конце концов привела в 1926 г. к созданию SAT†(Scholastic Assessment Test). »м сегодн€ пользуютс€ такие самые престижные университеты јмерики, как √арвард, ѕринстон, …ель. ¬ этом случае измер€етс€ не то, что знает абитуриент (количество), а его способность применить свои знани€ (качество). ¬ украинских услови€х тест на способности может выровн€ть стартовые возможности дл€ выпускников сельских и городских школ.

ѕовтор прошлогоднего формата ¬Ќќ будет означать беспрецедентное снижение качества среднего образовани€. ¬едь дл€ большинства выпускников будут нужны только два сертификата дл€ поступлени€ в вуз. Ёто означает, что они селективно будут обращать внимание на эти предметы, пренебрега€ другими. ≈ще больший размах станет приобретать €вление репетиторства, что унижает школу. —реднее образование тер€ет системность†Ч главное преимущество советских времен. ¬ этих услови€х стоит прибегать к таким шагам, как об€зательное требование сертификата по математике дл€ всех без исключени€ специальностей и ¬Ќќ. ѕоскольку надлежащий уровень таких знаний указывает на определенную культуру мышлени€, что особенно важно в современном высокотехнологическом мире.  стати,  иево-ћогил€нска€ академи€ провер€ет знание математики у всех абитуриентов уже в течение 17†лет.

“радиционный могил€нский тест включает в себ€ вопросы по семи предметам, что требует от молодого человека серьезной подготовки и мотивации к получению высшего образовани€, которое, кстати, в ”краине не €вл€етс€ об€зательным. “ехнологии тестировани€ нужно не просто развивать, а научно исследовать, изучать зарубежный опыт, адаптировать его к отечественным услови€м, создавать адекватную национальную модель ¬Ќќ. ”пом€нутый пример с американским тестом SAT†подтверждает, что в этом деле государство может и должно опиратьс€ на инициативу академической общественности. ¬едь в гражданском обществе пон€тие Ђгосударственноеї не выступает синонимом определению Ђнезависимоеї. √осударство формулирует требовани€ и критерии успешности дл€ определенного национального проекта, иногда финансирует его, но об€зательно прислушиваетс€ к профессиональной среде. ¬ то†же врем€, де€тельность специального научно-исследовательского центра Ќа” ћј по вопросам тестировани€ остаетс€ вне внимани€ государственных учреждений. ѕотому что инициативность рассматриваетс€ как†лишн€€ проблема и источник новых проблем. ¬спомним еще одну, которую можно не замечать, но непременно надо решать. ”спешный могил€нский опыт подчеркивает необходимость об€зательной проверки у всех абитуриентов знани€ английского €зыка, без которого ”краина фактически дистанцируетс€ от Ѕолонского процесса. Ѕолонский процесс

ѕсихологически Ѕолонский процесс воспринимаетс€ в ”краине как очередна€ кампани€, в которой важен не конкретный результат с определенными оценочными критери€ми, а сам процесс (простите за вынужденную тавтологию). Ќа самом деле Ѕолонска€ межправительственна€ реформа преследует цель создани€ ≈вропейского пространства высшего образовани€ (EHEA) до 2010 года. √лавные основы†Ч академическа€ автономи€, взаимное признание образовательных степеней и квалификаций, пон€тность дипломов и степеней через создание общей трехцикловой структуры образовани€ и гарантировани€ ее качества. Ѕолонский процесс опираетс€ не на унификацию, а на гармонизацию образовательных систем в ≈вропе. ¬ажные побудительные факторы†Ч обострение конкуренции с американскими университетами, потребность оптимизации трудоустройства дипломированных специалистов в странах ≈—. „резвычайно важным принципом €вл€етс€ мобильность студентов и преподавателей, открытость европейского высшего образовани€ миру.

¬ ”краине многие считают, что можно Ђотчитатьс€ї о присоединении к Ѕолонскому процессу через имитацию каких-то формальных атрибутов, как, например, переход на кредитно-модульную, рейтинговую систему. «абыва€, что открытость миру означает игру по правилам глобальной конкуренции, котора€ невозможна без английского €зыка. —тудент может изучать в школе или в университете любые иностранные €зыки, которые будут содействовать его профессиональному росту. Ќо Ѕолонский процесс предусматривает владение английским €зыком как необходимое условие, которое даже не обсуждаетс€. »наче нет мобильности, профессионального взаимодействи€, соответствующих учебных программ, общих дипломов, не может осуществл€тьс€ гармонизаци€ европейских систем образовани€. —егодн€ английский €зык дл€ ”краины†Ч не Ђпанщинаї и не условность. Ёто стратегический ресурс развити€ науки, образовани€ и национальной экономики, требующий специальной государственной программы развити€.

—ледующее недоразумение†Ч преувеличенное внимание к разнообразным межгосударственным соглашени€м относительно самой практики сотрудничества в высшем образовании. ћы забываем, что во всем мире главное слово принадлежит университетам. ƒипломы лучших украинских университетов и так признаютс€ во многих научных учреждени€х ≈вропы. Ќо мы забываем о другом†Ч ”краина фактически не признает европейских и американских дипломов. Ќарека€ на Ђотток мозговї на «апад, мы не содействуем противоположному процессу†Ч возвращению домой отечественных интеллектуалов, получивших западные научные степени и ученые звани€.  оличество таких преподавателей в Ќа” ћј из года в год увеличиваетс€, но они наход€тс€ у себ€ на родине вне закона. ”ниверситет не может включить их в аккредитационную документацию, а они не имеют права получать хорошую зарплату. «ападного доктора философии, профессора наше государство считает старшим преподавателем. ѕроцедура нострификации в ”краине унизительна€ и часто тупикова€. ¬о всем мире право признани€ дипломов принадлежит университету. ”краина†же проводит политику закрытости по отношению к международному научному сообществу. –ейтинг и репутаци€ университетов не принимаютс€ во внимание.

Ќо давайте вернемс€ к идее Ђотчитатьс€ї о присоединении к Ѕолонскому процессу†Ч то†ли перед родным ћќЌ, то†ли перед европейской мониторинговой группой, котора€ уже в следующем году станет свидетелем факта типичного (пост)советского очковтирательства относительно, например, третьего цикла подготовки специалистов высшей квалификации. ѕроект нового закона ”краины Ђќ высшем образованииї в ст. 6†и 7†предусматривает наличие научно-образовательного уровн€ доктора философии PhD†(philosophy doctor), подготовка которого занимает четыре года. ≈сли мы не создаем качественного уровн€ PhD,†позвол€ющего молодым ученым попасть в большую науку в ”краине, они будут стремитьс€ выехать на «апад. “о есть мы, не создава€ собственной инфраструктуры, вкладываем средства в соответствующие зарубежные учреждени€. „тобы получить представление о том, что, собственно, означает подготовить доктора философии западного образца, давайте посмотрим на ресурсные потребности и минимальный перечень мер.

«атраты на одного студента (бакалавра, магистра) в —Ўј составл€ют 36†500†евро, в странах ≈—†Ч 8700 евро, в ”краине†Ч 15†000†грн. (1400 евро). ѕричем ≈— планирует в ближайшее врем€ увеличить эти затраты на 1%†от европейского ¬¬ѕ. —реднюю стоимость докторанта подсчитать сложно, поскольку на этом уровне происходит объединение науки и образовани€. ѕоэтому нужно учитывать средства, идущие на организацию научной де€тельности, в том числе на функционирование современных лабораторий. ¬ прошлом году в Ќа” ћј†была открыта перва€ в ”краине ƒокторска€ школа, включивша€ в себ€ первые три PhD-программы†(массовые коммуникации, финансы, менеджмент в здравоохранении). —тоимость подготовки одного докторанта PhD†составл€ет в  иево-ћогил€нской академии свыше 100†тыс. грн. в год, в то врем€ как один докторант стоит государству 29†600†грн., аспирант†Ч 23†200†грн.

¬от некоторые статьи затрат PhD-программы†по массовым коммуникаци€м, которые не вход€т в перечень действующих в ”краине позиций аспиранта и докторанта. Ёто блок междисциплинарных нормативных курсов (всего семь), блок профессиональных нормативных курсов (шесть), профессиональных выборочных курсов (восемь), защита докторского проекта, зарубежна€ командировка на конференцию, защита диссертации по западному стандарту, командировки и гонорары дл€ ученых из-за рубежа, разработка новых учебных курсов и планов, создание соответствующих университетских структур, которых не†было раньше, и т.д.  ак видим, кроме требований традиционной аспирантуры, перед PhD-студентом†Ќа” ћј стоит намного больше задач. —ледует добавить еще об€зательность участи€ в одной международной конференции (минимум одна зарубежна€ командировка) с дальнейшей публикацией статьи в международном реферированном журнале (peer-reviewed journal). ” каждого докторанта два научных руководител€ (один из-за рубежа). «ащита диссертации происходит перед специализированной диссертационной комиссией, состо€щей из п€ти человек, трое из которых не должны†быть сотрудниками Ќа” ћј (один об€зательно из-за границы).

 ак видим, дл€ выполнени€ гипотетически предусмотренной законом нормы о третьем цикле высшего образовани€ нужно много сделать в организационном и финансовом планах. ѕричем за качество своих защищенных докторов философии во всем мире ответственность несет сам университет.  роме очевидного факта, что нынешние PhD-программы†не могут†быть выполнены путем обычного переименовани€ аспирантуры и докторантуры, вместе вз€тых, продолжение существовани€ старой системы €вл€етс€ неоправданным расточительством. —егодн€ менее 30%†всех отечественных аспирантов несвоевременно выход€т на защиту (только 7%†делают это воврем€). ”краинское государство ежегодно платит стипендии в среднем по 1100 грн. в мес€ц почти 20†тыс. человек, которые формально проход€т подготовку в рамках трехлетней аспирантуры.   этим затратам еще добавл€ютс€ сумма на зарплату руководител€м и, в отдельных случа€х, средства на проживание в общежити€х, материальна€ помощь и т.д. ≈сли защищаетс€ только 30%†аспирантов, можно легко подсчитать: каждый год из бюджета впустую расходуетс€ более 300†млн. грн.

ќшибочна€ по своей природе советска€ практика обособлени€ науки (ЌјЌ”) от образовани€ (ћќЌ”) в ”краине переноситс€ на организацию научных исследований в самом университете. —угубо академические по своему назначению научно-исследовательские центры функционируют здесь Ђпараллельної с образовательным механизмом.  роме необходимости создани€ научно-учебных центров со статусом юридического†лица, цель которых – углубленна€ научно-техническа€ и учебна€ подготовка специалистов, следует принимать во внимание, что третий, докторский, цикл университетской подготовки – это не только образование. ¬едь от докторанта прежде всего требуетс€ научна€ новизна результатов его исследований.

—уществование ƒокторской школы с определенным количеством PhD-программ†могло†бы стать тем критерием, по которому определ€етс€ университетский статус вуза. ѕризнание дипломов, в том числе докторских, Ђна государственном уровнеї, в академическом мире совсем не важно. Ќасто€щее взаимное признание происходит через научные публикации и межуниверситетские (межфакультетские, межкафедральные) соглашени€. “ак, все могил€нские PhD-студенты†могут одновременно с дипломом Ќа” ћј получить еще и западноевропейские докторские дипломы: ћаастрихтского университета (Ќидерланды) и Ѕарселонского автономного университета (»спани€). ¬ соответствии со вторым соглашением испанские студенты также могут получить докторский диплом Ќа” ћј.

ѕоэтому  иево-ћогил€нска€ академи€ предлагает ввести дл€ докторских программ п€тый уровень аккредитации.  ритерии оценивани€ должны свидетельствовать о наличии соответствующих научных и научно-педагогических школ, информационных ресурсов, наличии инфраструктуры и материально-технической базы дл€ проведени€ фундаментальных и научно-прикладных исследований, а также дл€ подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ќеобходимо предоставить динамику развити€ университета за последние п€ть лет, внутреннюю интеграцию научных исследований и учебного процесса, критическую массу в кадровом потенциале, наличие системы отбора талантливой молодежи, интегрированность этого университета в мировое научно-образовательное пространство, качество научных исследований и учебного процесса. “ем университетам, которые не смогут соответствовать этим аккредитационным требовани€м, придетс€ объедин€ть свои усили€ с другими вузами, создава€ Ђкритическую массуї общими усили€ми. ”ниверситетска€ автономи€

Ѕолонска€ деклараци€ особое внимание удел€ет принципам автономии университетов, поскольку они Ђдают уверенность в том, что системы высшего образовани€ беспрерывно будут адаптироватьс€ к мен€ющимс€ потребност€м общества и к необходимости развити€ научных знанийї. –еализаци€ идеи автономии вузов дл€ современной ”краины прежде всего означает перераспределение ответственности.  ак уже отмечалось, от университетов до сих пор требуетс€ совсем не то, что на самом деле нужно требовать. Ќе иррациональной отчетности, не имеющей никаких реальных последствий, а насто€щих результатов научных исследований. ћы привыкли к тому, что государство следит за обманчивым, не исключающим коррупции Ђпор€дкомї и соглашаетс€ с отсутствием конкурентоспособных украинских университетов на мировом рынке. Ѕолее того, этот Ђпор€докї не терпит никаких новаций. ¬опрос может рассматриватьс€ даже с политической точки зрени€. Ќа фоне сильных университетов изменитс€ взгл€д на назначение самого государства, которое непременно перестанет†быть инструментом дл€ частного обогащени€, приобрета€ все больше признаков цивилизованного сервиса дл€ всех своих граждан.

¬ 2007 г. расходы на высшее образование в ”краине составили 5,7%†государственного бюджета. √лавное здесь†Ч не объемы финансировани€, на которые всегда можно сетовать, потому что ни в одной стране мира эта категори€ затрат не будет признана достаточной. ѕривлекает внимание структура финансировани€ вузов, котора€ делитс€ на общий и специальный фонды.  стати, вс€ сумма в 2007 г. составила 11†млн. 292,7 тыс. грн., соответственно 7†млн. 510,7 тыс. грн. и 3†млн. 782†тыс. грн. —пециальный фонд†Ч это средства, заработанные университетами, которые государство в стиле военного коммунизма автоматически считает своими, то есть бюджетными. ћы живем в атмосфере недовери€ и взаимной подозрительности. ¬замен этого нужно освободить частную инициативу, поощр€€ развитие университетов за счет их научной де€тельности, организационных мер, привлечени€ частных инвестиций. ѕока государство пытаетс€ держать частный бизнес на безопасном (дл€ себ€) рассто€нии от университетов, не оставл€€ последним возможности самим справл€тьс€ с трудност€ми.

ѕереход вузов в автономный режим приведет к оптимизации управленческих процессов путем саморегул€ции. Ќапример, качественный университет будет заинтересован зан€ть высокое место на образовательном рынке, и, соответственно,†Ч в качественном отборе студентов, что приведет к†ликвидации коррупции при поступлении. ¬место того чтобы осуждать вз€точничество, нужно создать услови€, которые†бы сделали его невыгодным дл€ университетов. ѕараллельно с развитием качественных украинских вузов, ответственных перед обществом прежде всего посредством рыночных механизмов, будет расти их ответственность за качество собственных дипломов, научных степеней и ученых званий. ћы должны говорить о полном академическом, финансовом и административном самоуправлении университетов, согласно с европейскими традици€ми, буквой и духом Ѕолонского процесса, требовани€ми современной конкуренции глобального мира.

–еализовать университетскую автономию в ”краине можно трем€ пут€ми: через пилотный проект, который потом переноситс€ на все вузы; через заключение соглашени€ с теми университетами, которые будут брать на себ€ соответствующие об€зательства по обеспечению качества и прозрачности всех видов отчетности; через реализацию болонских об€зательств нашего государства. Ћучше всего†было†бы двигатьс€ всеми пут€ми одновременно. Ќачина€ с 2005 г., когда†был основан  онсорциум по университетской автономии, представители государственных учреждений с единогласием, достойным восторга, доказывали невозможность осуществлени€ этого проекта, несмотр€ на то, что даже в действующей законодательной базе можно найти основани€ дл€ начала процесса автономизации украинских университетов. “ак, ст. 46†«акона ”краины Ђќб образованииї с красноречивым названием Ђјвтономи€ высшего учебного заведени€ї предусматривает, что государственные органы управлени€ образованием могут делегировать вузу полномочи€ соответственно его статусу.

”ниверситетска€ автономи€ не имеет альтернативы. ѕромедление приведет к еще большему снижению качества образовани€ и расширению пропасти между нашими и западными вузами.  онкуренци€ и развитие

—ложно придумать что-либо еще более ненужное дл€ большинства украинских вузов, чем рейтингование. јпатическое отношение к этому чрезвычайно важному делу свидетельствует об отсутствии в ”краине здоровой рыночной конкуренции. ¬ то врем€ как место в различных профессиональных рейтингах должно†быть главным источником информации дл€ абитуриентов, определ€ть участие государства в развитии того или иного университета, привлекать внимание меценатов и партнеров. —егодн€ существует четыре самых попул€рных международных рейтинга: Academic Ranking of†World Universities Ўанхайского университета, Times Higher Education, Newsweek и рейтинг ѕарижского университета.  стати, в странах ≈— говор€т об организации собственного, более комплексного, оценивани€ европейских университетов.

¬ ”краине также учрежден целый р€д университетских рейтингов, среди которых самыми вли€тельными €вл€ютс€ три – журнала Ђ орреспондентї, Ђ“оп-200†”краинаї и Ђ омпасї, разработанный SKM†и Ѕлаготворительным фондом –.јхметова. ¬ конце прошлого года ћќЌ предложило проект еще одного рейтинга вузов, который существенным образом отличаетс€ от всех упом€нутых своим научным характером.  роме преимуществ, это предложение имеет р€д недостатков. “ак, есть много сомнений в правдивости поступающей из университетов информации. ¬ отличие от независимых рейтингов, здесь не учитываютс€ отклики экспертов, работодателей и достижени€ выпускников. —ледует избавитьс€ от постсоветского способа постановки вопросов и согласовать их с современными требовани€ми западных университетов. —транным образом публикации в международных реферированных издани€х зачисл€ютс€ не к научным достижени€м, а к международной де€тельности. ¬ конце концов нужно преодолеть разнонаправленность статистической отчетности. ¬се данные об университетах, на которых строитс€ системный рейтинг, должны†быть основанием дл€ аккредитации и находитьс€ в свободном доступе через министерский веб-сайт.

‘ормиру€ независимые общественные рейтинги, следует учитывать критерии, традиционные дл€ лучших европейских университетов. Ёто позволит украинским вузам приблизитьс€ к глобальной системе координат, прин€той и пон€тной дл€ западных партнеров. Ќеобходимы также учет публикаций в международных реферированных издани€х, индекс цитирований, учет размеров университета и его библиотечной коллекции. ѕоскольку во многих позици€х мы начинаем с чистого†листа, отдельным критерием оценивани€ следует рассматривать динамику университетского развити€, прежде всего в научной сфере, и количество публикаций. ¬ конце но€бр€ 2008 г. в Ѕудапеште состо€лс€ 3-й†≈вропейский форум оценивани€ качества образовани€. ”частники отмечали опасность Ђспортивногої рейтингировани€ с точки зрени€ возможного отхода от стратегии развити€ университетов. ѕоскольку насто€щую стратегию может иметь только автономный университет, эти угрозы дл€ украинских вузов, к сожалению, еще не актуальны.

»так, подведем итоги. ¬ процессе реализации образовательных реформ следует ориентироватьс€ на результат, придержива€сь определенных временных рамок. Ќужно обеспечить логичность и поэтапность реформ. —ледующа€ определ€юща€ черта†Ч системность, взаимосв€занность всех меропри€тий. Ќаши действи€ должны согласовыватьс€ со стратегическим пониманием назначени€ науки и образовани€ в ”краине, учитыва€ ее технологические и геополитические перспективы. Ќеобходимо проводить все организационные меропри€ти€, опира€сь на политическую свободу в стране, понимание и поддержку как академической среды, так и всего общества. √раждане должны†быть заинтересованы в реформах и проинформированы об их течении. ¬ результате системных реформ следует добитьс€ резкого сокращени€ количества университетов с одновременным повышением их качества. ¬ысшее образование переходит на цивилизованные рыночные основы посредством сурового мониторинга и соблюдени€ правил игры, одинаковых дл€ всех. √лавным индикатором качественных преобразований в украинской науке и образовании станет стремительный рост потребности в инноваци€х, в противоположность сегодн€шнему бюрократическому противосто€нию и уклонению от любых изменений.†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

јвтор: —ергей  ¬»“ (президент Ќационального университета Ђ иево-ћогил€нска€ академи€ї)

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

ќщадбанк подготов€т к приватизации

21 но€бр€, 16:21

Ѕандероли могут исчезнуть: в ”краине задумали реформу почты

21 но€бр€, 12:15

ћќЌ просит учителей не оценивать детей по-старому

11 окт€бр€, 18:41

ѕоследние новости за сегодн€: