Новости / Аналитика / Образование в контексте социокультурных изменений
24 августа 2008, 08:26
Размер шрифта: А А А

Образование в контексте социокультурных изменений

Образование в контексте социокультурных изменений, Василий Кремень, развитие, педагоги, реализация, технологии, образование
Образование в контексте социокультурных изменений

Абсолютно объективные цивилизационные изменения и тенденции развития, характерные для человечества в целом и для Украины в частности, являются фундаментом современных изменений в образовании. Переход от индустриального производства к обществу информационных технологий, а в последствии — к обществу знаний, глобализационные процессы, охватывающие все сферы жизни и деятельности, — это те изменения, без учета которых на национальном уровне страна не может выбрать правильное направление развития. Общие тенденции дополняются имеющими собственно украинский характер: продолжение утверждения украинского государства и независимости, переход к новому типу отношений — общественно-политических и экономических, духовных и других. Только учтя все тенденции, а лучше — предусмотрев их влияние на будущие события, мы сможем обеспечить эффективную образовательную деятельность, результатом которой будет подготовленный, конкурентоспособный молодой человек, полностью соответствующий профессиональным и социально-общественным требованиям будущей жизни. Есть несколько направлений, предусматривающих безусловные изменения в подготовке ученика, учителя и всей системы образования.

Небывалый ранее динамизм общественного развития — одна из тенденций нашего времени. Знание, информация, технологии сегодня меняются быстрее, чем одно поколение людей, поэтому изменение, изменяемость становится не исключением, а обязательной, одной из наиболее характерных черт жизни человека и общества. Это требует от нас — педагогов — формировать человека, способного жить в системе постоянно изменяемых координат, способного воспринимать и создавать изменения, способного отделить разумные изменения от неразумных. В свою очередь все больше возникает задача в учебной деятельности не просто давать сумму знаний или обеспечивать творческое их усвоение, хотя эта функция всегда останется. Значительно больше актуализируется задача научить ребенка учиться на протяжении жизни и выработать не только умения и навыки учиться, но и потребность в этом. Третья задача — научить использовать знание в практической деятельности — профессиональной, социально-общественной, бытовой. Преобразовать знание из мертвого груза в методологию поведения человека, основу принятия решений. По большому счету — добиться, чтобы знание стало основой деятельности человека. Иными словами, утвердить знающего человека. Только так можно достичь уровня знающего общества, которое будет выстраивать свою деятельность на основании полученных знаний. Это очень необходимо для того, чтобы страна занимала достойное место в современном и тем более в будущем мире. Педагоги, осознавая необходимость изменений, должны подвести к этому общественное мнение.

Человек инновационного мышления, инновационного типа культуры, способной к инновационному типу деятельности — лишь такой человек может быть конкурентоспособным, такие люди могут составить мобильное общество, мобильную нацию. Поэтому формирование инновационного человека — неотложная задача образования. У нас излишне консервативная нация. Эта проблема возникла не сегодня, она значительно более протяженная в нашей истории, поэтому мы до сих пор олицетворяем пассивный тип деятельности. Сегодня лучше быть сверхактивным, нежели слишком пассивным.

Другое направление изменений, обусловленных как цивилизационными процессами, так и внутриукраинскими — нужно воспитывать человека более самодостаточного, человека свободного. В современном мире существенно расширяется коммуникативная среда, в которой живет человек, растет и межличностное общения. Безусловно, информационные, контактные влияния противоречивы, и для того, чтобы человек оставался самим собой, а тем более, чтобы был эффективен в любом виде деятельности или гражданском сосуществовании, он должен анализировать все эти влияния и действовать сознательно, соответствующим образом реагируя на информацию и контакты. Это значит, что мы должны формировать человека в личностном отношении более развитого.

Современная цивилизация отражается развитием демократии. Демократия — это не только форма самопроявления, самоутверждения человека. Демократия имеет сугубо прикладной экономический характер, она дает возможность лучшего самопроявления, а следовательно — в большей мере самореализации и обеспечения более эффективного развития общества. Для того, чтобы наша страна была действительно демократичной, а не такой, какой она является сегодня, мы должны иметь не только демократических президента, премьера или парламент — это желательно. Главное для демократии — иметь критическую массу людей, способных жить в демократических отношениях, и неспособных жить в авторитарном обществе. Не говоря уже, что для Украины эта проблема особенно важна — пренебрежение человеком, ее мнением, правами, а то и жизнью сопровождало нас, наших предшественников на протяжении веков — перед нами стоят более серьезные задачи в плане формирования демократичной личности, нежели перед другими народами Европейского континента. В этом плане мы должны изменить отношения и в учебной деятельности. Как можно скорее необходимо избавиться от субъектно-объектных отношений в образовании, где учитель — активный субъект, а ученик — пассивный объект учебной деятельности, и утвердить субъектно-субъектные отношения, в которых обе стороны обучения активны. Это значительно тяжелее для педагога. Но зачем это обучение на протяжении 12 лет, которое не способствует личностному развитию, формирующему человека в авторитарной среде? Вступив в самостоятельную жизнь, такой человек, даже бессознательно, будет требовать авторитарных отношений и будет демонстрировать их, создавая и авторитарное общество. Никогда не будет динамичного демократического развития в нашей стране, если мы будем ориентироваться на такой тип отношений. Поэтому не столько ради образования, сколько ради будущего государства, нации и каждого отдельного ребенка, приходящего сегодня в школу, мы должны стремиться и утверждать демократический тип отношений с людьми. Формирование самодостаточной, свободной, демократичной личности должно быть задачей всех нас по отношению к детям.

Человекоцентризм и детоцентризм — сердцевинные идеи изменений в обществе и образовании, в частности. Я уверен, что наше взрослое общество сможет быть эффективным, гуманным и демократичным, если мы утвердим человекоцентризм в общественной жизни как создание условий для плодотворной деятельности каждого человека, полной его самореализации в обществе. Детоцентризм в образовании — это не провозглашение лозунга «Все лучшее — детям», и это не любовь к детям вообще как таковым. Это выделение в каждом ребенке его существенных личностных черт и максимально возможное приближение обучения и воспитания этого ребенка к его конкретным способностям. Идея детоцентризма должна проходить красной нитью во всех изменениях реформации и модернизации системы образования. В конечном итоге это является и оценкой состояния самого образования. По большому счету, то, что мы можем и должны делать в школе, — помочь ребенку познать себя, развиться на основе его сильных сторон и способностей. Став взрослым, такой человек наилучшим образом, максимально себя реализует и будет счастливым, потому что будет заниматься подходящим для себя делом, профессионально и эффективно; и общество будет развиваться динамично и непротиворечиво, поскольку так будут действовать миллионы людей.

Самопознание, саморазвитие, самореализация — триада, являющаяся основой человеческого счастья. И две из этих составляющих — в руках педагогов. Именно поэтому при переходе к 12-летней школе среди прочего мы закладываем начало старшим классам как профильным. Это, конечно, не исчерпывает задачи личностной ориентации в учебной деятельности, но существенно помогает каждому ребенку. Мы должны содействовать распространению идей психологического сопровождения в образовании и обществе, а также реализовать эти подходы (в программах, начальных планах, учебниках, подготовке и последипломном образовании учителей и тому подобном), поскольку это путь к решению многих образовательных проблем.

В контексте новых социокультурных требований к образованию и учителю, это вооружение специалистов любого профиля новейшими технологиями, в числе которых информационно-компьютерные занимают ведущее место. Не будучи сторонником преувеличения значения компьютерной техники, должен отметить, что четыре функции ее безусловны. Первое — это путь к компьютерной грамотности, без которой все сложнее молодому человеку найти достойную работу. Во-вторых, это средство индивидуализации и интенсификации учебной деятельности — компьютер в будущем может подвести даже к изменению ее классно-урочной формы. Третье — компьютер, подключенный к интернету и другим системам, — это путь к познанию и ключ к знаниям со всего мира. Четвертое — компьютер открывает путь к новой форме учебной деятельности — дистанционному обучению, что также чрезвычайно важно, особенно с утверждением необходимости обучения взрослых на протяжении жизни.

Тесно связано с вышеупомянутым следующее. Человек в будущем все больше будет жить не только в национальном, но и в глобальном пространстве. Мы должны готовить человека к тому, чтобы он был эффективен в глобальном пространстве. Прогресс любой страны — Украины или России, даже США, не может успешно решаться лишь на национальном уровне — прогресс приобрел общецивилизационный характер. И только страна, находящаяся в контексте общего развития цивилизации и органически взаимосвязанная с другими странами, может эффективно развиваться.

@TT Глобальное пространство предусматривает не только общение страны со страной, но и способность человека общаться с людьми из других стран. Здесь возникает проблема осуществления в образовании Украины языкового прорыва. Должна состояться лингвизация образовательной деятельности в стране: изучение трех языков как обязательных для наших детей. Государственный украинский, английский (или другой западный) и русский (или другой в зависимости от национальных потребностей). И выучить три языка вполне реально при нынешних школьных программах. Когда же мы противопоставляем один язык другому то, кажется, расписываемся в том, что наши дети бесталанны и не смогут овладеть больше, чем одним языком. Это от нашего хуторянства, в худшем понимании слова, отсутствия опыта и сведений о том, что делается в мире. Как правило, в странах Европы знают по три языка. В Монголии — обязательное изучение английского языка в средней школе, и это дальновидное решение: в этом государстве через одно-два поколения появится мобильная нация, которая будет способна функционировать в глобальном пространстве. Наша задача — осуществить языковый прорыв в нашем государстве и для этого есть все основания.

Одной из серьезных проблем в образовании является формирование у детей современной системы ценностей. Мы должны очень ответственно к этому относиться. Формируя уже отжившие или отживающие ценности, оставляем ребенка, человека неконкурентоспособным в контексте мировоззренческо-моральных ценностей современного мира. Есть многое, над чем должны работать. Как бы мы ни ругали рыночную экономику, другой не дано, на сегодня это наиболее эффективная система. В соответствии с системой общественных отношений нужно формировать систему ценностей, которая позволила бы непротиворечиво влиться в современное общество каждой личности. Скажем, отношение к богатству. У нашего поколения воспитывали негативное отношение к богатству, хотя подсознательно мы понимали, что без денег и финансово-экономического обеспечения невозможно жить. Я считаю, что к богатству также нужно формировать соответствующее отношение — уважение и почет. Формировать в детях желание стать богатыми. Но — честно богатыми. Потому как честно заработанное богатство — это прогресс общества и всего человечества. Долгое время самым богатым человеком мира был Билл Гейтс. Представьте, что его не было бы: не было бы всего того, что сделано в мире его компанией. Богатство этого конкретного человека отображает очень существенный вклад в прогресс человечества. Естественно, к богатству большинства наших богачей трудно сформировать уважение и почет, да и не нужно этого делать, ведь оно очень часто имеет нечестное и незаконное происхождение. Но к богатству как таковому, к ориентации, чтобы человек был обеспеченным, — необходимо. Тем самим мы утверждаем естественную для ребенка мотивацию хорошо учиться, потому что за этим должна быть лучшая жизнь, и скорее выжмем мотивацию учиться из-за страха и авторитарных действий родителей и учителей.

Очень важен для развития страны вопрос патриотизма, национального единения. Глобализация — не только сближение народов и наций, это заострение и небывалая ранее конкуренция между государствами, между нациями, распространение этой конкуренции в общепланетарном масштабе. Только то государство, та нация, которая будет иметь максимально сплоченное, объединенное население, осознающее в большой мере свои национальные интересы в сфере политики, экономики и других, лучше всего сможет защитить свои интересы в конкуренции с другими государствами и народами, создать лучшие условия для граждан своей страны. Это тем более важно для Украины, потому что мы стали государством, когда мир уже был разделен на сферы влияния. Нам тем более нужно делать смелые решительные шаги во имя самоутверждения в мировом пространстве. Формирование единства Украины, формирование патриотических чувств имеет не только самоценность, но и ценность сугубо прагматичную.

В то же время, возникает и вопрос традиций общества. Мы должны понять, что не все наши традиции являются такими, которых необходимо придерживаться. Отжившие или отживающие традиции нужно поскорее забыть, освободить будущие поколения от их оков. И наоборот — новые нормы, утверждающие себя и являющиеся разумными, следует внедрять во всех сферах, начиная, скажем, с вопроса высшего образования. До сих пор мы часто встречаемся с выражением: мы много готовим специалистов с высшим образованием. Говоря подобное, люди не понимают, что время непросвещенности прошло, слишком много образованных в принципе не бывает, а сегодня тем более. Высшее образование, как когда-то начальное, потом среднее, все больше становится обязательным. Высшее образование становится обязательным этапом не только в профессиональном, но и в общем развитию людей. И необходимо, чтобы каждый, кто желает и имеет достаточную подготовку, мог его получить. Как могли бы получить также и все желающие профессионально-техническое образование. Только та страна, которая будет иметь максимальное количество людей с максимально высоким образованием, сможет создать тот «гумус», который позволит широко и эффективно применять информационно-коммуникационные технологии. И лишь на этом фундаменте можно достичь общества знаний — следующего этапа цивилизационного развития человечества.

Василий Кремень, академик НАН и АПН Украины, президент АПН Украины, президент Общества «Знание» Украины

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору

Комментарии (1)

  • Анонимно 20 января 2015, 15:08 ссылка
    Василий Григорович Как с вами Связаться!!!!!! Тоня!!! Любитов!!
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Гройсман о рынке земли: село будет поднимать малый и средний бизнес

31 мая 2017, 08:03

Эксперт сообщил, почему украинские производители поставляют в ЕС более качественную продукцию

29 мая 2017, 08:57

Последние новости за сегодня: