Новости / Аналитика / А если завтра опять шторм
24 июня 2009, 08:12
Размер шрифта: А А А

А если завтра опять шторм

А если завтра опять шторм, убытки, гибель судов, нефтяное пятно, Россия, замор рыбы, Виктор Тарасенко
А если завтра опять шторм

Последствия кораблекрушения в Керченском проливе в ноябре 2007 года до сих пор дают о себе знать

По оценкам специалистов, убытки Украины от гибели судов в заливе во время ноябрьского кораблекрушения составляют от 25,5 до 28,6 млн. долларов. Но самое главное: постоянное нарушение экологических норм может в любой момент привести к новой катастрофе
 
В ноябре 2007 года благодаря сотрудникам мчс и добровольцам было собрано 6800 тонн смеси мазута и песка
 

В начале нынешнего месяца в Керченском проливе обнаружили нефтяное пятно размерами 2 на 0,5 километра. Как сообщила пресс-служба Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, причиной его появления, скорее всего, стало всплытие на поверхность моря из-за нагрева воды затаившихся ранее на дне остатков нефти после кораблекрушения в ноябре 2007 года.

Через несколько дней появились новые тревожные сообщения: на береговой линии юго-востока Крыма от села Веселое до поселка Новый Свет появился мазут, который вынесло на пляжи. По данным главы Крымской Академии наук и лидера ассоциации «Экология и мир» Виктора Тарасенко, причина этого в том, что нефтепродукты, попавшие в море с затонувшего корабля «Вера Волошина», достигли суши. Он уточнил, что на берег попало незначительное количество нефтепродуктов, которые занимают небольшую площадь. А потому Виктор Тарасенко считает происшествие не опасным для здоровья отдыхающих и не видит оснований для информации, которая могла бы отпугнуть от Крыма курортников. В свою очередь исполком городского совета Феодосии выступил с заявлением, что вытекание нефтепродуктов из корпуса судна «Вера Волошина» не создало угрозы загрязнения морской воды, санитарная служба Феодосийского порта «провела обследование состояния морской воды за пределами боновых заграждений и установила, что все показатели в норме». Нефтепродукты разлились на площади около 100 квадратных метров. Для предотвращения попадания нефтепродуктов в Феодосийскую бухту было выставлено заграждение.

Напомним читателям, речь идет о том, что 11 ноября 2007 года вследствие шторма в Керченском проливе потерпели крушение шесть российских судов, из них четыре затонули — нефтеналивной танкер «Волгонефть-139» (при этом в море попало около 1200 тонн мазута) и три сухогруза «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель» с грузом серы, а две баржи с мазутом сели на мель. В результате ЧП в водную среду попало около семи тысяч тонн серы и до двух тысяч тонн нефтепродуктов. Кроме того, в Черном море неподалеку от Феодосии затонуло судно «Вера Волошина» (Херсон) с грузом строительной техники и другими материалами, которое следовало из порта Гиоджиа (Италия) в Новороссийск.

Сухогруз разломился надвое и затонул. Носовая часть корабля была поднята и доставлена на территорию Феодосийского судомеханического завода. По оценкам специальной рабочей группы еврокомиссии убытки Украины от гибели судов в заливе во время этого кораблекрушения составляют от 25,5 до 28,6 млн. долларов. Кроме того, затраты предприятий на очистку территории составили около 10 млн. грн.

Спустя несколько дней в ноябре 2007 года в редакции газеты «День» состоялся «круглый стол» с участием представителей Госкомприроды, Партии Зеленых, ассоциации «Экология и мир» и других заинтересованных организаций, на котором шла речь о необходимости срочных и эффективных мер для обеспечения безопасности судоходства в Керченском проливе, предотвращения загрязнения морской акватории и главное — по очистке крымского берега от загрязнений нефтепродуктами.

С того времени, если что и было сделано, так это приблизительная очистка косы Тузла и крымского побережья от загрязнения нефтепродуктами. Сотрудниками МЧС и добровольцами было собрано 6800 тонн смеси мазута и песка, которая долго хранилась на территории Керченского порта, угрожая окружающей среде. Переработка смеси была поручена Кировоградскому ООО «НПФ «Экоцентр», с которым Совет министров Крыма провел детальные переговоры. Эта фирма предложила свою технологию переработки: с помощью физико-химического метода опасная смесь превращалась в минеральную добавку к асфальтобетону.

Работа была выполнена успешно: к концу августа фирма переработала почти 6800 тонн смеси, хотя по договору, заключенному с Министерством охраны окружающей природной среды, «Экоцентр» должен был переработать только 6000 тонн, 800 тонн довезли уже в ходе работ. Министерство же не только не заплатило за дополнительные сотни тонн переработанной опасной смеси, но и недоплатило 2,2 млн. грн. за работу, выполненную согласно договору. Для фирмы это большие средства, поэтому она не собирается от них отказываться. Кстати, Минифин Украины также до сих пор не выплатил компенсацию и Керченскому торговому морскому порту в размере 3,7 млн. грн. В ответ на такую принципиальную позицию «Экоцентра» министерство охраны окружающей природной среды инициировало проверку, которая, конечно же, выявила нарушения. И хотя можно было выдать соответствующее предписание, проверяющие составили акт о прекращении ее деятельности. В начале 2009 года «Экоцентр» возобновил свою работу. После внеплановой проверки согласно приказу Минприроды от 3 марта 2009 года «Экоцентр» вообще был лишен лицензии. Выполнив важную работу по переработке нефтепесчаной смеси и заявив о себе как о перспективном наукоемком предприятии, «Экоцентр» навлек на себя гнев природоохранного ведомства своей принципиальностью, а затем оказался перед угрозой уничтожения. Иначе как странной такую позицию Минприроды не назовешь…

Тем не менее, по данным сотрудника Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции Бориса Переварова, с лета прошлого года инспекция практически не осуществляет мониторинг содержания нефтепродуктов в акватории Керченского пролива и на острове Тузла. «Не уделяется должного внимания последствиям этой катастрофы», — сетовал Борис Переваров на пресс-конференции в Симферополе. Он заявил, что инспекция до сих пор не располагает достоверной информацией о том, сколько мазута попало в акваторию Керченского пролива во время катастрофы судов в 2007 году. Эта цифра, по различным данным, варьируется от 2 тыс. тонн до 4,7 тыс. тонн. По оценке специалиста, ориентировочно в море было выброшено около 4 тыс. тонн мазута, если учитывать, что танкер был полностью загружен. «Нет ни одного документа, подтверждающего количество выброшенного мазута», — отметил он.

Это тем более трудно сделать, что до сих пор органы власти Российской Федерации не смогли установить виновных в крушении российских судов в Керченском проливе в ноябре 2007 года — сообщила пресс-служба Счетной палаты РФ. В ноябре 2007 года Министерство иностранных дел Украины обратилось с нотой в МИД РФ по вопросу возмещения убытков за загрязнение Керченского пролива. По данным украинского МИД, «речь идет о возмещении со стороны судовладельцев судов, которые затонули и потерпели аварию и привели к катастрофе в Керченском проливе. Речь не идет о возмещении со стороны России как государства». А весной 2008 года Министерство охраны окружающей природной среды Украины заявило о намерении в судебном порядке требовать от четырех российских судовладельцев, c кораблей которых в воды Керченского пролива попало несколько тысяч тонн мазута, возмещение ущерба акватории и побережью пролива. По оценке украинской стороны, сумма понесенного ею ущерба составила более 1 млрд. долларов США.

Соответственно, из-за отказа Российской стороны определить виновника катастрофы до сих пор остается открытым вопрос, кто будет компенсировать нашей стране нанесенный ущерб? При этом российская сторона оценивает суммарный ущерб, причиненный ей аварией в Керченском проливе, в сумму около 29 млрд. рублей (около 6 млрд. грн.). В Счетной палате РФ также отмечают, что и в настоящее время хозяйственная деятельность, осуществляемая в Керченском проливе, зачастую не соответствует требованиям международных норм и стандартов в области экологической безопасности. Так, в акватории пролива (как и в том злополучном ноябре 2007 года!. — Авт.) производится перегрузка серы и других опасных грузов с судна на судно в открытом море, что приводит к загрязнению водного и воздушного бассейнов. Помимо того, затонувшие в Керченском проливе суда представляют опасность для мореплавания. К примеру, летом 2008 года танкер «Боларис» получил пробоину в результате столкновения с затонувшим судном «Вольногорск». Такие же данные и в украинских экологов — в районе Керченского пролива все это время в открытом море на рейде проходит перекачка нефти и перевалка сыпучих грузов (сера, сода, фосфор, уголь, зерно) с одного корабля на другой, что приводит к загрязнению акватории.

После катастрофы Россия была вынуждена принять правила судоходства в Керченском проливе, которые ранее определялись только Керченским портом. Тем не менее, это не привело, как видим, к значительным улучшениям. Согласно правилам, теперь все суда с опасными грузами имеют приоритет перед другими транспортами, и должны следовать через пролив только по глубоководному украинскому Керчь-Еникальскому каналу. Но уже с начала 2008 года капитаны российских кораблей игнорируют это свое же правило. За год Керченским портом было зафиксировано более 600 нарушений — российские танкеры с нефтью следуют к якорным стоянкам на рейде, как правило, по мелководью возле российских берегов пролива и уже там проводят рейдовую перевалку нефти на крупнотоннажные танкеры. Естественно, что никаких официальных объяснений от российской стороны ни лоцманским, ни другим портовым службам Украины получить не удается. Причем, перевалка часто осуществляется на танкер-накопитель одновременно с двух речных танкеров на оба борта, хотя это представляет особую опасность и согласно правилам запрещено. Но и эта договоренность нарушается. Но ведь за два истекших года российские речные суда, на которых наши соседи вывозят с Волги нефтепродукты и серу, еще более поизносились, и новые шторма предстоящей осенью, которые несомненно будут, могут повлечь еще более губительные катастрофы чем в 2007 году. Неужели та катастрофа ничему не научила российских моряков?

А на днях в Азовском море зафиксирован необычно ранний массовый замор рыбы. Побережье Казачьей бухты в районе мыса Казантип буквально завалено разлагающейся и издающей смрадный запах рыбой, — сообщали экологи. Причина гибели рыбы не в повышении температуры моря, а в загрязнении акватории, в том числе, в результате продолжающейся перевалки грузов на якорных стоянках Керченского предпроливья, — утверждается в специальном заявлении Виктора Тарасенко. По его словам, разлив мазута в море связан с перевалкой сыпучих грузов (в том числе серы) на якорных стоянках на входах в Керченский пролив, которая продолжается, несмотря на ее трагические последствия ноября 2007 года. Он не исключает, что эта трагедия экосистемы — следствие мазутного и серного загрязнения донного ила и воздействия «мины замедленного действия» на всю трофическую (пищевую) цепочку морской экосистемы. Он говорит, что для очистки пролива практически ничего не делается; не проводятся и детальные исследования внутренних озер острова Тузла, ничего не сделано по изучению мазутного и серного загрязнения дна пролива…

Виктор Тарасенко отмечает, что объяснение массового замора рыбы эвтрофикацией и высокой температурой морской воды в первой декаде июня звучит неубедительно, так как такие процессы случаются в конце жаркого лета. Пока же вода в море холодная и насыщена кислородом. Виктор Тарасенко уже направил образцы мертвой рыбы в исследовательскую лабораторию, которая в ближайшие дни должна сделать заключение относительно причины мора.

Президент КАН также посетовал, что до сих пор не завершены исследования по использованию разработанной украинскими учеными технологии по распылению биосорбентов над загрязненной нефтепродуктами морской акваторией с помощью специальных пушек. Для этого используется десятиствольная пушка, при помощи которой над акваторией мог бы распылятся биосорбент. В результате его воздействия нефтепродукты разлагаются на воду и углекислый газ, а также остаются экологически чистые минеральные вещества, которые могут использоваться в качестве удобрения. По этой причине сорбент после использования не нужно утилизировать. Стоимость одного залпа из десятиствольной пушки составляет порядка 50 долларов, но метод до сих пор не применяется, хотя мог бы значительно облегчить состояние акватории Керченского пролива и спасти жизнь многим ее обитателям. Он отметил, что все это не может не сказаться негативно на имидже Крыма как курорта, поскольку многие потенциальные его гости задумаются, стоит ли ехать на отдых на экологически небезопасную территорию.

Эколог рекомендует природоохранным службам Украины совместно с научными центрами России провести исследования по оценке масштабов и вероятных последствий загрязнения Керченского пролива, Черного и Азовского морей. «Ведь проблемы пролива и морей у нас общие. Но надо действовать, а не безразлично наблюдать за агонией «самого синего в мире» Черного моря», — отмечает Виктор Тарасенко.

Никита Касьяненко, Керчь — Симферополь

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий ГУРСКИЙ, заместитель министра охраны окружающей природной среды Украины:

— Информация о том, что в проливе появились новые нефтяные пятна или где-то погибла рыба, связана с ситуациями, не имеющими отношения к керченской катастрофе… Катастрофа в Керченском проливе, произошедшая 11—12 ноября 2007 года, ликвидирована еще в декабре прошлого года. В течение всего времени в Керчи работает совместная украинско-российская рабочая группа, решающая целый ряд нормативных вопросов относительно ликвидации последствий аварии. Сейчас главной задачей украинско-российской группы является внедрение единой системы безопасности судоходства и экологической безопасности в целом в Черноморском регионе, включая Керченский пролив, а также усовершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на море как природного, так и техногенного происхождения (нашей стороной эти документы уже отработаны). Вследствие аварий судов был нанесен существенный удар по биоте, то есть всем живым организмам на территории Керченского пролива. На реабилитацию пострадавшей территории потребуется три-четыре, а может, и пять лет. На данный момент остается проблемой поднятие остальных судов, затонувших на то время, а также возмещение российской стороной убытков, причиненных окружающей среде. Мы предложили российским коллегам программу проведения как совместных, так и индивидуальных мониторинговых исследований общего экологического состояния в Керченском проливе (в Украине такой мониторинг уже ведется). Также был подписан план совместных мероприятий по взаимодействию государственных структур Украины и России для сохранения экологической безопасности и избежания подобных аварий. В целом этим должна заниматься отдельная Черноморская экологическая инспекция от Украины, а от России — экологическая инспекция в Краснодарском крае. Мы постоянно следим за ситуацией в Керчи и держим ее под контролем.

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Когда ждать визовый режим с РФ и как он будет работать

29 мая 2017, 13:53

Порошенко назвал условия для восстановления нормальных отношений с Россией

27 мая 2017, 18:45

Укрзалізниця не собирается прекращать пассажирское сообщение с РФ

25 мая 2017, 16:32

Украина может ввести визы для россиян: в Раде снова заговорили об отмене безвиза с РФ

25 мая 2017, 13:46

Последние новости за сегодня: