Новости / Аналитика / Как государство может сдерживать рост цен на газ для незащищенных слоев населения
24 августа 2011, 09:46
Размер шрифта: А А А

Как государство может сдерживать рост цен на газ для незащищенных слоев населения

Как государство может сдерживать рост цен на газ для незащищенных слоев населения, топливо, Украина, газ, нефть, бензин, бутан, аукционы
Как государство может сдерживать рост цен на газ для незащищенных слоев населения

Глеб Простаков из аналитического центра «Экспертный совет» рассказал о том, как следует наладить систему обеспечения баллонным газом населения и автомобилистов

Цены на топливо в мире и в Украине, похоже, достигли своего равновесного значения. Цена нефти после стремительного роста на протяжении последних двух лет, который служил коррекцией после обвального падения вследствие начала масштабного финансово-экономического кризиса, остановилась на отметках, близких к $100/барр. Волатильность на сырьевых рынках пошла на спад. Ни события на Ближнем Востоке, ни даже угроза технического дефолта в США и долговые проблемы европейских стран, не способны сильно расшатать рынок. Спекулятивная составляющая исчерпала себя, на первое место вновь вышли такие фундаментальные рыночные факторы, как спрос и предложение.

Рынок сжиженного газа будет расти

Стабилизировалась ценовая ситуация и на топливном рынке Украины. Стоимость самой популярной марки бензина А-95 колеблется в пределах 10-10,5 грн. за литр. Это новая реальность на рынке топлива, в которой автомобилистам придется жить довольно долго. Потребление бензинов и ДТ упало, что говорит о том, что для многих владельцев авто нынешняя цена традиционных топлив является, как минимум, некомфортной. В этой связи особое значение получает развитие альтернативных видов топлива, в частности сжиженного газа (пропан-бутана). В нормальных условиях, цена автогаза составляет порядка 60% от стоимости бензина, что является достаточным стимулом для установки газобаллонного оборудования. При других ценовых параметрах, стоимость баллона и услуг по его установке окупаются слишком долго и лишают автомобилистов стимулов переходить с бензина на газ.

Все говорит о том, что рынок автогаза в текущих условиях должен стремительно расти, что и происходило до сих пор – рынок рос на 15-25% ежегодно. Уже в ближайшее время Украина может выйти на третье место (после Турции и Польши) в Европе по объемам потребление пропан-бутана. Этот вид топлива не только относительно дешев, но и более выгоден с точки зрения экологичности.

Вместе с тем, у пропан-бутановой смеси есть одна особенность. Сжиженный газ является не только альтернативой бензину, но также заменителем природного газа, используемого в быту. В Украине еще долго будет существовать проблема газификации сел, учитывая финансовое состояние «Нафтогаза Украины». Свою роль сыграет и стремительное развитие рынка загородной недвижимости, которая также нуждается в газификации. В этой ситуации единственный выход для многих сельских жителей и дачников, большая часть которых – пенсионеры — покупка газа в баллонах.

Мощности украинских ГПЗ и НПЗ обеспечивают потребности населения в сжиженном газе на 80-90%, остальное покрывает импорт. Вместе с тем, с ростом потребления проблема дефицита пропан-бутана отечественного производства будет усугубляться. Социально-экономическая ситуация в селах, мизерная пенсия и быстрорастущие цены на продукты питания, не позволяют поставлять баллонный газ по рыночным ценам. Если стоимость автогаза сегодня – около 240 грн. за баллон, то цена газового баллона для бытовых нужд – около 130 грн. Эта разница обусловлена специальным режимом аукционов продажи сжиженного газа.

Аукционы: дешевле и безопаснее для потребителя

Существовавшая в прошлые годы система, по сути, противопоставляла интересы автомобилистов и пенсионеров. Причем в условиях полностью рыночных цен на газ проигрывали именно пенсионеры. Получив возможность продавать сжиженный газ исключительно по коммерческим ценам, предприятия-производители спровоцировали дефицит баллонного газа, что вызывало протесты населения. Отдельно встал вопрос и о безопасности пользования, поскольку рядовые потребители стали самостоятельно покупать баллонный газ на заправках.

Потребность в фиксированной цене баллонного газа и достаточных его объемах для нужд населения сохраняется. Это своеобразный механизм социальной компенсации, который в нынешних условиях обязана поддерживать власть. Причем в силу демографической специфики в селах, такие компенсации являются адресными по определению.

Решением проблемы стало внедрение двухуровневой аукционной системы и продажа ресурсов на среднесрочной основе. Проведенный в мае этого года первый подобный аукцион, определил фиксированную цену газа и лимиты его отпуска облгазам и сертифицированным организациям, решил задачу обеспечения населения достаточными объемами баллонного газа по приемлемой цене.

Фиксированная цена, выделенные объемы газа, поставляемого в баллонах населению, способствуют снижению социальной напряженности на селе, снижению числа травм при попытках заправки бытовых баллонов на АЗС, имевших место в периоды дефицита баллонного газа. Повторения ситуации, возникшей на стыке 2009-2010 годов, допустить нельзя. Кроме того, такая система снимает вопрос о конкуренции за объемы пропан-бутановой смеси между поставщиками автогаза и реализаторами бытового газа.
 

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Какая часть украинцев готова искать подработку (исследование)

3 июня, 16:31

Последние новости за сегодня: