Новости / Аналитика / Свет в конце туннеля
18 февраля 2009, 08:22
Размер шрифта: А А А

Свет в конце туннеля

Свет в конце туннеля, энергообеспечение, ГРЭС, Молдова, транзит газа
Свет в конце туннеля

Южная часть Одесщины всегда была самой уязвимой в плане энергообеспечения. И, несмотря на предпринимаемые усилия, остается таковой и по сей день.

Года три назад существовала реальная угроза отключения этого региона от электроснабжения. Тогда причиной надвигающейся катастрофы среди прочих тоже называли высокую цену российского газа, которая привела к заметному разрыву цен на электроэнергию в Украине и соседней Молдове. В результате Молдавская ГРЭС (Приднестровье) оставила работать лишь один блок и предупредила: в случае понижения температуры воздуха отключит линии, через которые питается юго-западная часть Одесщины.

Во время нынешнего газового кризиса южные районы Одесской области оказались в очередной ловушке. Транзит газа на Балканы и Восточную Европу через территорию Молдовы и Придунавье был остановлен. В результате четыре района оказались на голодном пайке. Имея мизерный запас газа, оставшегося в магистральном трубопроводе, они готовились к самому худшему — эвакуации больниц, детдомов, интернатов. Речь шла о переходе (там, где это возможно) на альтернативные источники энергообеспечения: мазут, уголь и электроэнергию, что на этот раз должно было стать спасательным кругом. Правда, энергетики не давали гарантий, что сети, работающие на пределе своей мощности, смогут выдержать дополнительную нагрузку.

Проблем с внешними поставками электроэнергии, как было в прежние годы, на этот раз не было. Однако данный регион по-прежнему остается энергодефицитным из-за отсутствия собственных генерирующих мощностей и энергозависимым от Молдовы из-за отсутствия своих высоковольтных линий электропередач.

Четыре подстанции из пяти, питающие юго-западную часть Одесской области, связаны с Молдавской ГРЭС, которая является частью объединенной энергосистемы Украины и Молдовы. Поэтому не первый год ставится задача построить свои воздушные трассы в обход Молдовы.

За последние годы изданы указы, приняты постановления. Воз движется, но очень медленно. Наконец-то построены и введены в эксплуатацию две линии мощностью 110 кВ: Арциз—Болград и Болград—Буджак—Рени. Есть подвижки и в строительстве двух высоковольтных линий мощностью 330 кВ. Их финансирование предусмотрено за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития.

В конце декабря 2008 года начато строительство одной из них. Это новая обходная линия Ад­жалык—Усатово. По словам директора Южных электроэнергетических систем НЭК «Укрэнер­го» Анатолия Козлова, на ее постройку уйдет десять месяцев.

Кстати, проект отвода земли под эту линию получил положительное заключение и был утвержден на сессии Одесского облсовета еще в середине 2006 года. Трасса проходит по территории четырех районов. Но канитель с окончательным местом ее размещения, получение согласований завершились лишь в прошлом году. Тогда же приступили к проектным работам. Как пояснили в облгосадминистрации, слишком много времени ушло на утряску земельных вопросов. Земли давно распаеваны, это частная собственность, поэтому ряд вопросов пришлось решать через суд.

Что касается второй высоковольтной линии Новоодесская—Арциз, то, как сообщил А.Козлов, сейчас ведется ее проектирование. И к концу текущего года их предприятие планирует приступить к строительным работам.

Казалось, сдвинулось с места и строительство двух парогазовых электростанций — в Измаиле и Болграде. Но кризис внес свои коррективы.

Электростанцию в Измаиле мощностью 240 МВ планирует строить ОАО «Одессаоблэнерго». Ее ориентировочная стоимость 350 млн. долл. Проект разработан, земля выделена, получены все разрешения, закуплено оборудование. Но, как сообщил представитель компании, получить кредит под приемлемые проценты сейчас нереально.

Что будет со станцией в Болграде, ясности пока тоже нет. Еще весной 2007 года было принято распоряжение Кабмина об утверждении технико-экономического обоснования ее строительства. В январе 2008-го был издан указ президента «О неотложных мерах по развитию Южно-западной части Одесской области». Речь, в частности, шла и о выделении средств из бюджета-08 на проведение проектно-изыскательских работ и закупку оборудования. Заказчиком строительства выступает НАЭК «Энергоатом». Ориентировочная стоимость объекта в старых ценах — 300 млн. грн.

Но будут ли выделены средства на строительство станции в Болграде в этом году, местные власти ответить затрудняются.

Автор: Нина Перстнёва

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Украина запретила транзит продуктов в Приднестровье

20 мая 2017, 19:30

Украина сильно уменьшит тариф на транзит газа

3 мая 2017, 14:22

Молдова ввела пошлину на украинскую молочку

28 апреля 2017, 12:49

Последние новости за сегодня: