Новости / Аналитика / Урок меценатства
20 февраля 2009, 08:18
Размер шрифта: А А А

Урок меценатства

Урок меценатства, меркантильные поступки, полуразрушенные памятники
Урок меценатства

Несколько дней назад знакомый учитель рассказал мне об одном поучительном случае. И для себя, и для своих воспитанников. На одном из уроков, он предложил ученикам 10 класса поговорить о наиболее ценных человеческих чертах, среди которых на первое место поставил жертвование чем-то личным ради помощи другим. По его мнению, разговор удался и был полезным и интересным. Во-первых, не было тех, кто отнесся к этой теме равнодушно, сказал, что она его не интересует и в данных условиях не является актуальной. Во-вторых, разговор далеко выходил за рамки жертвенности. Дети охотно и много говорили о таких человеческих поступках, как меценатство, благотворительность, добропорядочность; о том, насколько они возможны в обществе, которое своими действиями культивирует аморальность, цинизм, неискренность, отдает преимущество искусственности, пиару, а не естественным, человеческим поступкам. Не говоря уже о благородных, бескорыстных поступках во имя чего-то или ради кого-то. То есть теоретически почти каждый ученик позиционировал себя в будущем благотворителем. Кто обещал вкладывать средства в строительство храмов, кто собирался бесплатно содействовать построению домов для людей преклонного возраста, детей-сирот, интернатов. Словом, черствых, безразличных детских душ среди 26 учеников не оказалось. Один школьник даже выдвинул идею, чтобы каждый ученик все свои обещания перенес на бумагу, чтобы спустя 10 лет после окончания школы собраться всем классом и прочитать эти сочинения. Его поддержали, и на следующем уроке каждый десятиклассник написал о своих будущих благородных намерениях. И это благое начинание дало основания учителю сделать вывод, что ненапрасными были его попытки достучаться до детских душ, развеять во многих из них разочарование, убедить в том, что не все и не всех нужно воспринимать только в черных тонах. И чтобы, как писал Шевченко: «Раз добром нагріте серце — вік не охолоне».

Но в результате выяснилось, что теоретически все могут рассуждать на темы морали, отличить белое от черного, добро от зла, меркантильные поступки от настоящих, человеческих. Намного сложнее на практике сделать к этому даже не шаг, а полшага, четверть шага. Сделать самостоятельно, не по принуждению, без подсказки родителей, учителей друзей, коллег. Так вот, через два месяца, во время каникул, группа десятиклассников вместе с учителем поехала на экскурсию в столицу. В один из дней они оказались на территории монастыря, пройти к которому нельзя было, обойдя и, тем более, не заметив бабушек, которые просили милостыню. Однако заметили их только пятеро из 26-ти. Другие прошли мимо, делая вид, что озабочены разговорами с друзьями, или углублены в свои мысли. Учитель шел последним, наблюдая за поступками своих воспитанников и предоставляя им возможность проявить те черты благородства, жертвенности, о которых они с таким пафосом говорили на уроке и написали в своих сочинениях. И еще одна характерная деталь: когда к бабушкам подошел учитель и дал милостыню, некоторые дети вернулись и сделали то же самое, другие не решились: либо не хотели выглядеть «белыми воронами» среди своих одноклассников, либо действительно были таковыми по своей природе, и их слова и поступки иначе как мимикрией не назовешь. Кстати, это понятие очень распространено сегодня среди молодежи. От него до цинизма — один шаг.

«Я думаю, — рассуждал учитель, — что если бы я шел первым и подал милостыню, все сделали бы то же самое». Но ведь тем пятерым не нужен был пример? Они же, заметив бабушек, не размышляли как действовать, потому что для них естественной, душевной необходимостью является понимание того, что если просят, значит нужно отозваться, если кому-то тяжело, то нужно помочь, не прибегая к распространенному нынче вопросу: «Что я буду с этого иметь?» Пожертвование во имя добра не имеет цены. Оно бескорыстно. Даже если в ответ не получишь ни слова благодарности.

После услышанной истории со школьниками, будущими благодетелями, я вспомнил один форум, на котором собрались меценаты Украины. Собрались с благородной целью — возродить давние традиции, в частности, традиции жертвенности во имя Украины, ее будущего. Так вот, анализируя, сопоставляя теперь эти два факта — я все больше прихожу к выводу, что у них есть много общего. Те почтенные паны и панянки, которые якобы причастны к благотворительности, очень напоминают учеников 10 класса. Более того, мне кажется, что на трибуну на форуме выходили те же школьники, только в облике взрослых, наделенных различными званиями и должностями, благодетелей. Все они будто бы искренне говорили о Терещенко, Ханенко, Симиренко, некоторые даже вспомнили мэра Киева ХIХ века — Фундуклея, который отказался от своей зарплаты и эти средства вкладывал в строительство образовательных заведений в столице (некоторые сооружения стоят и до сих пор). Более того, из-за одного говорили, что жертвенность является нашей национальной чертой, составляющей нашего менталитета. И сам Бог велел не скупиться ради блага других, а особенно — в интересах Украины. Однако все эти заклинания и призывы выглядели не просто наивными и искусственными, а больше напоминали примитивные рекламные ролики. Особенно, когда речь зашла о цифрах. Так вот, только свыше 60% крупных бизнесовых компаний в Украине занимаются благотворительностью, так они себя во всяком случае рекламируют. Объем поступлений благотворительной помощи от бизнеса в Украине составляет чуть меньше 25%. Или немного больше 300 миллионов гривен официально задекларированы как благотворительные. Разве это средства для Украины по сравнению с теми, что вращаются на счетах в иностранных государствах и работают на их развитие. Более того, в Украине зарегистрировано 10 тысяч благотворительных организаций, из которых только 1,5 тысячи время от времени официально отчитываются о своей деятельности. А остальные? Работают в тени, отмывая большие деньги и на полностью законных основаниях уклоняются от уплаты налогов. Кажется, что уже каждый более-менее известный политик имеет свой благотворительный фонд. Но не для того, чтобы вкладывать средства в национальное образование, культуру, книгопечатание, духовность, что в первую очередь, не принимая во внимание различные препятствия, делали меценаты прошлых веков. Ведь известно, что царское правительство не выделяло из государственной казны средства на «украинские дела», а наоборот — закрывало эти заведения и переселяло их на территорию Великороссии вместе с учителями, учеными, деятелями культуры и искусства. Подобным образом действовали и большевистские идеологи на протяжении 70 лет ХХ века. А что мешает сегодня действовать по примеру Ханенко, Терещенко или наших славных гетманов? Различные политические аферы — вот куда идут благотворительные средства в виде взяток. Я уже не говорю о каких-то новых оригинальных сооружениях ХХI века, как например, «Мистецький арсенал», а десятки, если не сотни, полуразрушенных мирового значения памятников ожидают своих украинских меценатов. Не знаю, дождутся ли вообще. Очевидно, понадобится для этого не один урок в школе или в высшем учебном заведении, чтобы будущие поколения поняли, что добрый, благородный поступок — это не рыночная единица, а бесценная духовная ценность. На многие века.

Аркадий Музычук

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Физики расширили таблицу Менделеева до 122-го элемента

28 мая 2008, 08:49

Последние новости за сегодня: