Новости / Бизнес / Роялти за использование музыки в коммерческих целях платят лишь 30% пользователей
23 октября 2013, 08:38
Размер шрифта: А А А

Роялти за использование музыки в коммерческих целях платят лишь 30% пользователей

Роялти за использование музыки в коммерческих целях платят лишь 30% пользователей, роялти, музыка, коммерческие цели
Роялти за использование музыки в коммерческих целях платят лишь 30% пользователей

О том, как обстоит дело с выплатой роялти украинским и зарубежным авторам и продюсерам, Delo.UA говорило с руководителем юридического отдела Организации коллективного управления «Украинская лига авторских и смежных прав» Александром Никиным

Как в Украине обстоят дела с выплатой за исполнение музыки?

По-прежнему плохо. Мы занимаемся сбором средств для правообладателей — авторов и продюсеров — за публичное исполнение музыки в коммерческих целях, в заведениях торговли и общественного питания (кафе, ресторанах). Но насколько я знаю, в других сферах — публичном сообщении, театральной — ситуация подобна нашей.

Хотя в последнее время сознательных пользователей становится больше, это в первую очередь сказывается на суммах выплат. «Украинская лига авторских и смежных прав» (УЛАСП) в этом году уже выплатила украинским и зарубежным авторам и продюсерам, которые передали нам в управление права на свои произведения, более 1,5 млн гривень. Это, конечно, мелочи по сравнению с тем, сколько выплачивает, к примеру, Российское авторское общество — там счет идет на миллионы долларов.

Если говорить о Киеве, то платят роялти порядка 30% пользователей. В регионах — не больше 20%.

Почему не платят?

Причин две. Первая — незнание закона. Вторая — нежелание платить. При том что речь идет не о десятках тысяч гривень в месяц, а, к примеру, о 20 гривнях с посадочного места в хорошем ресторане.

Как убедить их платить?

Постоянное разъяснение, другого пути я не вижу. Но на самом деле наши системные противники — не пользователи, а так называемые «озвучивающие компании».

Такие организации существуют во многих странах, и они работают в правовом поле. К примеру, хозяин сети магазинов в Германии приходит в такую компанию и говорит: я продаю джинсы, и мне нужно подобрать музыку для того чтобы у меня их покупали. Есть огромное количество разных исследований для продавцов — какая музыка стимулирует продажи. Продавцу подбирают музыку, снабжают ею через специальную систему. Но за право использования он по-прежнему платит в местные организации коллективного управления.

Перенесем ситуацию из Германии в Украину. Украинские «озвучивающие компании» появились в то время, когда организации коллективного управления были еще в проекте. Организаторы этих компаний покупали небольшие музыкальные каталоги.

Хозяин уже нашего магазина джинсов хочет подобрать музыку и приходит в «озвучивающую компанию». Кому мне платить за права на использование музыки? — спрашивает он у представителя компании. А ему говорят — используйте что хотите, а там разберемся. Если что, приедет наш юрист и будет нас защищать. Продавцу-то какая разница кому платить — он платит «озвучивающей компании». Постепенно такая практика разрослась.

Мы пытаемся бороться с «озвучивающими компаниями» и с теми, кто используют музыку незаконно. Получается конфликт, и крайним в этом столкновении оказывается именно пользователь, потому что он не особо разбирается в авторском праве.

Поэтому у нас выходит такой образ монстров, которые всех пытаются заставить платить за музыку.

Что и кто может помочь организациям коллективного управления в работе с пользователями?

Во-первых, это массированное информирование о необходимости платить за использование музыки. Ну и без наказаний никак не обойтись. Этот путь прошли все государства.

Те суммы, которые должны платить пользователи, как я уже говорил, невелики. Я знаю, что среднее кафе или ресторан тратит в месяц на туалетную бумагу значительно больше, чем он должен платить за музыку. Никто не говорит о том чтобы снять последнюю рубашку. Просто государство должно сказать раз и навсегда: пора выполнять закон.

Формально этот вопрос стоит на контроле Государственной службы интеллектуальной собственности при Министерстве образования и науки. До определенного момента мы плодотворно сотрудничали с Госслужбой. Однако два года назад, после очередной смены руководства, УЛАСП, как и другие игроки рынка, сталкиваются с контрпродуктивной позицией этого ведомства, необъяснимой с точки зрения логики. Никакой поддержки, несмотря на многочисленные просьбы и обращения УЛАСП, а также других ОКУ, от Госслужбы нет.

Какова роль государства в сборе и выплате роялти за использование музыки в коммерческих целях?

Здесь должно быть несколько моментов. Во-первых, Госслужба должна взять на себя функцию гаранта — проверить и подтвердить, что ОКУ работают и выплачивают деньги правообладателям правильно. Ведь зачастую пользователи не платят — помимо общего нежелания платить есть искреннее понимание следующего: мы заплатим, а эти деньги потом украдут. И зачем мы должны платить?

Тем более, что деньги действительно не раз исчезали со счетов государственного предприятия «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП). Вернее, эти деньги размещались на счетах банков, которые обанкротились.

Летом мы узнали о том, что государственное предприятие УААСП будет реорганизовано в государственную организацию УААСП. Согласно приказу Госслужбы интеллектуальной собственности, кредиторы УААСП имеют право в течение двух месяцев заявить свои имущественные права, которые должны войти в передаточный акт.

Нас и наших правообладателей очень смущает эта реорганизация. Во-первых, отличия между «государственным предприятием» и «государственной организацией» невозможно найти в законодательстве. Общие нормы Гражданского кодекса также не учитывают специфику предприятий, которые управляют объектами авторского права. Сам приказ, по оценке наших юристов, был принят в нарушение законов Украины "Про управління об«єктами державної власності» и «Про оцінку майна, майнових прав та професійну оціночну діяльність».

Если требования наших правообладателей не будут учтены в передаточном акте — а речь идет о сумме более 10 миллионов гривень — то есть риск потери этих денег. И при этом в создавшейся ситуации невыплата правообладателям средств формально не будет нарушением закона.

Насколько серьезными будут последствий таких действий?

Достаточно серьезными, как для украинских правообладателей, так и для иностранных. На счетах УААСП накопился значительный объем средств, собранных для правообладателей США, Великобритании, России. Такие действия УААСП угрожают имиджу страны, восприятию ее со стороны иностранных инвесторов. Я не говорю о возможных санкциях. Как, например, правообладатель из США узнает, что ему нужно внести сведения в передаточный акт? Скорее всего, уже постфактум.

Особенность деятельности УААСП состоит в том, что ни один автор или правообладатель не знает и не может знать до получения соответствующей информации из самого УААСПа, сколько же денег ему насчитано по итогам обработки отчетов пользователей. Таким образом, только «дружественные» правообладатели и авторы, которым на ушко шепнут сумму, смогут попасть в этот передаточный акт. А в последнее время УААСП вообще не реагирует на наши запросы.

Мы давно просим провести заседание Общественного Совета при Госслужбе интеллектуальной собственности, посвященное реформированию УААСП. Но Госслужба отвечает нам: все, что они считают нужным рассказать об этом, разместили на сайте.

Можно ли улучшить ситуацию по сбору, и главное — выплате роялти как украинским, так и зарубежным авторам и исполнителям?

Это необходимо сделать в ближайшее время, если мы хотим, чтобы украинский музыкальный рынок развивался нормально. Да, 90% доходов, которые получают наши артисты и их продюсеры — это концерты. Роялти за коммерческое использование музыки очень невелико. Но и эти деньги важны для создания новых музыкальных произведений.

У нас есть свое видение. Наше предложение состоит в следующем: Госслужба по вопросам интеллектуальной собственности должна обязать все организации коллективного управления подписать соглашение между собой об обмене информацией и деньгами. После этого на базе одной из организаций создается единый банк информации, куда ОКУ сливают информацию о своих правах. Следующий шаг — создание организации, которая аккумулирует собранные средства, из которых правообладатели будут получать свое роялти, а ОКУ — свои проценты за сбор.

Все это можно было бы сделать на базе того же УААСП — если бы эта организация была прозрачной, и сотрудничала с другими игроками рынка. Но в нынешней ситуации это невозможно.

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору

Комментарии (1)

  • Andriy (анонимно) 1 августа 2014, 13:56 ссылка
    До речі тут: http://www.pravoconsult.com.ua/hto-platit-toj-zakazuye-muziku-ale-chi-platyat/
    пишуть про те, що Українське агентство авторських і суміжних прав непогано наживається на такій оплаті ресторанами за музику, адже не відомо, як агенство співпрацює з артистами і чи співпрацює взагалі?
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

В США погиб автор музыки к «Титанику»

24 июня 2015, 08:26

Последние новости за сегодня: