Новости / Бизнес / Штрафные санкции могут обанкротить Турбоатом
14 сентября 2007, 10:50
Размер шрифта: А А А

Штрафные санкции могут обанкротить Турбоатом

Штрафные санкции могут обанкротить Турбоатом, Турбоатом, энергоблок, аварийная остановка, блок №3
Штрафные санкции могут обанкротить Турбоатом

С 26 августа бездеятельность руководства предприятия обходится «Турбоатому» в 2,16 миллиона долларов США в сутки.

Как сообщает издание «Коммерсантъ-Украина» со ссылкой на источник на харьковском «Турбоатоме», уже пятнадцать дней руководство завода не реагирует на информацию индийской кампании Nuclear Power Corporation of India о поломке энергоблока АЭС «Кайга». Энергогенератор этого блока был поставлен харьковчанами в рамках контракта, который ОАО «Турбоатом» в 2002 году заключил с индийской стороной на поставку четырех турбин К-245 для АЭС «Кайга» и АЭС «РАПП». Сумма контракта составила 71 миллион долларов США.

Подрядчиками «Турбоатома» по этому контракту выступили ГП «Электротяжмаш», ГП «Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко», российский ЗИО «Подольск». Вместе с тем, по условиям контракта гарантийные обязательства перед индийской стороной несет «Турбоатом» как генеральный подрядчик. Гарантийные обязательства по надлежащему исполнению контракта были определены в размере 10% от суммы контракта.

Напомним, в ночь с 25 на 26 августа 2007 года произошла аварийная остановка блока №3 АЭС «Кайга». Причиной остановки индийские специалисты называют повреждение текстолитовой проставки, вследствие которой произошел прорыв трубопровода охлаждения генератора. Виновной стороной индийцы называют «Турбоатом» — якобы он поставил некачественную продукцию. Причины, однако, могут заключаться и в неправильной эксплуатации электрогенераторов. Настоящие причины аварии должна установить двусторонняя комиссия.

Генеральный директор «Турбоатома» Виктор Субботин говорит, что вышедший из строя генератор был произведен на ОАО «Электротяжмаш». «Официальные претензии еще не поступали, но серьезность ситуации понятна. Вины нашего предприятия в этой поломке нет, но, поскольку поставка была комплексной, «Турбоатом» не может быть в стороне», — пояснил Субботин.

Тем не менее, с момента уведомления индийской стороной ОАО «Турбоатом» 26 августа никаких конкретных мер со стороны руководства ОАО (и.о. гендиректора Виктора Субботина, главного инженера Е. Левченко, заместителя гендиректора по маркетингу С. Решетова) предпринято не было. Индийской стороне не направлены письма, в Индию не выехали специалисты завода. Первое совещание по данной проблеме, как сообщил Субботин, состоится на заводе лишь в среду, 12 сентября. То есть, через 17 дней после извещения о проблеме индийской стороной. Эксперты же считают, что гендиректор предприятия должен был выслать ремонтную бригаду в Индию сразу после сообщения об аварии.

Тем временем, в пресс-службе Nuclear Power Corporation of India, эксплуатирующей АЭС «Кайга», сообщили, что сегодня «Турбоатом» как генеральный подрядчик обязан заплатить индийской стороне штраф в размере 7,1 миллиона долларов. «Турбоатом» по условиям контракта также обязан возместить убытки в размере 90 тысяч долларов за каждый час простоя энергоблока (то есть, 2,16 миллиона долларов в сутки). По состоянию на 11 сентября пеня составляет 34,56 миллиона долларов.

Эту сумму индийцы намереваются взыскать с «Турбоатома». Учитывая, что 75% акций ОАО принадлежит государству, штрафы завода должны будут оплачиваться в основном за счет бюджетных средств.

Согласно международному коммерческому праву, в случае неразрешенности индийской проблемы все поступления по международным контрактам «Турбоатома» будут автоматически списываться для компенсации долга перед индийской стороной. Это означает, что харьковское предприятия рискует полностью уйти с внешнего рынка. Потеря денег и рынка предприятием может обернуться безработицей для 5,000 сотрудников завода и еще нескольких тысяч сотрудников смежных предприятий, три из которых также являются госпредприятиями и находятся в Харькове.

Отдельной составляющей ущерба является урон репутации харьковского предприятия — известие о ситуации в Индии и бездействии руководства «Турбоатома» станет известно на всем мировом рынке.

Бездеятельность Субботина может нанести прямой и огромный урон «Турбоатому» и государству. Ответственность за сложившуюся ситуацию также лежит и на главе ФГИУ Валентине Семенюк, которая, несмотря на протесты Харьковской областной гоадминистрации, Мипромполитики и частных акционеров «Турбоатома», назначила Субботина на должность и.о. гендиректора и отказывалась менять его на другую кандидатуру. И сделала это, к тому же, с нарушениями процедур управления открытыми акционерными обществами — своими личными приказами. Сложившаяся ситуация может прямо отразиться как на харьковском рейтинге социалистов (и Субботин, и Семенюк — члены СПУ).

Очевидно, конфликт вокруг смены менеджмента «Турбоатома» перестает быть делом отношений ФГИ и частных акционеров: в ситуацию вполне может вмешаться правительство. Варианты развития ситуации таковы: госпакет акций «Турбоатома» передается в управление Минпромполитики; Кабмин не меняет управляющего акциями, но обязывает ФГИУ отстранить Субботина и назначить нового руководителя; кроме того, правительство решает провести приватизацию госпакета акций с обязательством для покупателя взять на себя «индийскую проблему».

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Последние новости за сегодня: