Ќовости / Ѕизнес / »нтернет убивает бумажную прессу?
7 ма€ 2014, 10:11
–азмер шрифта: ј ј ј

»нтернет убивает бумажную прессу?

»нтернет убивает бумажную прессу?, интернет, печатные —ћ», экономический кризис, редакци€, блог, новости
»нтернет убивает бумажную прессу?

¬ плену онлайна или почему умирают печатные —ћ».

¬ последнее врем€ все чаще слышны прогнозы о скорой Ђгибелиї печатных средств массовой информации. ¬ысока€ оперативность позвол€ет сетевым —ћ» уже сейчас неплохо конкурировать с Ђбумажнымиї представител€ми прессы. Ёта ситуаци€ характерна и дл€ ”краины, где общество уже начинает избавл€тьс€ от стереотипов недооценки качества и уровн€ интернет–изданий. ¬месте с тем украинские сетевые —ћ» еще не во всем отвечают необходимым критери€м профессионализма.
ћедлительность Ђбумажнойї прессы
Ќельз€ сказать, что именно »нтернет стал причиной кризиса печатных средств массовой информации. ≈ще в 1980-е годы конкуренцию газетам и журналам стало создавать телевидение. —вою мощь телевизионные станции показали в 1991 году, когда зрители в пр€мом эфире смотрели войну в ѕерсидском заливе. ¬ этом плане газеты и журналы ничего не могли противопоставить телевидению, но до по€влени€ и массового распространени€ »нтернета, они еще держали глухую оборону от перемен.
¬ 1998 году в –оссии†был объ€влен дефолт, и сайт молодого информационного агентства –Ѕ  стал одним из главных источников информации о стремительно мен€ющейс€ ситуации. ќказалось, что узнавать о курсе валют и ситуации на биржах из »нтернета гораздо†быстрее, чем ждать по€влени€ в киоске утренней газеты со вчерашними сведени€ми.
¬ ”краине первоначально†было скептическое отношение к сетевым —ћ».  азалось, что они занимаютс€ отсеб€тиной, никого толком не представл€ют и снабжают пользователей непроверенной информацией. Ќо, по мере все большего проникновени€ »нтернета в украинское общество отношение к интернет-—ћ» стало мен€тьс€.
ѕереломной точкой в этом плане стал экономический кризис 2008-2009 годов. ћногие владельцы украинских средств массовой информации решили вплотную зан€тьс€ оптимизацией своих многочисленных, расплодившихс€ за годы экономического подъема медийных проектов. » Ђнеожиданної оказалось, что расходы на содержание онлайновых —ћ» все-таки значительно уступают вложени€м в развитие печатных изданий.
ѕроцесс падени€ попул€рности печатных —ћ» и роста вли€ни€ онлайновых —ћ»†был объективным. ќн произошел†бы в любом случае, и кризис 2008 года просто стал катализатором этого €влени€.
ѕо итогам 2010 года американский интернет впервые обошел печатные —ћ» как по читаемости, так и по доходам от рекламы. 46†процентов американцев читали новости в интернете, в то врем€ как газеты, по данным опросов, читали†лишь 40†процентов жителей страны.
»нтернет-—ћ» стали переигрывать Ђпечатниковї по оперативности и мобильности. ј вопросы реноме†были постепенно решены также в пользу интернет-изданий. » если, раньше о сетевых —ћ» говорили в пренебрежительном духе, то затем их статус уже не вызвал сомнений у более консервативной публики.
¬ пользу сетевых средств массовой информации также стали играть такие факторы, как более сложный механизм цензуры и отсутствие необходимости регистрации. ѕри этом не совсем легальный статус интернет-изданий нисколько не мешал им в их повседневной работе. ¬ чем-то этот Ђсомнительныйї статус даже помогал, так как потенциальным истцам†было не всегда пон€тно, с кем судитьс€ на бескрайних просторах »нтернета.
¬ но€бре 2012 года, по данным √осударственной регистрационной службы, в ”краине†было зарегистрировано 42†573†печатных издани€. ‘актическое количество Ђбумажныхї изданий продолжает падать. “а по данным ”краинской ассоциации издателей периодической прессы в ”краине количество изданий в период с 2008 по 2012 годы уменьшилось на 7,3%†от общего количества зарегистрированных —ћ». »на€ ситуаци€ складываетс€ в »нтернете.
¬ первом полугодии 2013 года количество абонентов интернета в ”краине составило 5,4†миллиона, что на 20%†больше, чем в прошлом году. ќб этом говоритс€ в информации Ќациональной комиссии государственного регулировани€ в сфере св€зи и информатизации.
“акже в 2013 году общий объем рынка интернет-рекламы в ”краине должен вырасти на 35%†по сравнению с прошлым годом и достичь 920†млн грн. ќб этом сказано в экспертной оценке ¬сеукраинской рекламной коалиции.
ƒискредитаци€ профессии
Ќо, оказалось, что бурное развитие сетевых технологий приготовило дл€ интернет-изданий вызов, о котором они не сразу стали догадыватьс€. —ами пользователи —ети стали производител€ми информационного материала. Ёто начиналось с банального трепа на форумах. ¬озможность оставл€ть анонимные комментарии спровоцировала пользователей на уличную брань, ставшую естественным атрибутом сетевых изданий. » часто†было печально читать злые матерные комментарии невежественных людей, размещенные под интересными и неординарными стать€ми.
»ной формой информационного самовыражени€ стали блоги. »менно в блогерской среде стала возникать конкуренци€ по отношению к традиционным —ћ». Ќекоторые блоги более оперативно сообщали об интересных событи€х. ≈сли раньше дл€ выхода информации в свет нужна†была сво€ типографи€, то теперь роль Ђтипографииї стал выполн€ть ноутбук с выходом в интернет.
—вою революционную роль сыграло и по€вление социальных сетей. ѕроведенное в 2013 году исследование компаний John S.†and†James L.†Knight Foundation и Pew†Research Center показало, что социальна€ сеть Facebook стала попул€рным источником новостей.
 ак показали результаты исследовани€, социальна€ сеть стала очень гибким инструментом. ¬озможность совершенно разных людей оставл€ть ссылки на интересные событи€ позвол€ет отдельному человеку во врем€ серфинга в сети без труда находить различные новости.
Ќа самом Facebook все†же преобладают новости развлекательного характера. ћеньша€ дол€ таких новостей приходитс€ на сообщени€ из мира спорта и политики. ѕользователей в этой ситуации привлекает возможность самим участвовать в написании новостей, комментировании и распространении их через социальные сети.
ѕо данным обзора Ђяндексї за 2012 год, общее количество украинских аккаунтов в социальных сет€х уже достигает 30†млн. ѕо количеству учетных записей†лидирует Ђ¬ онтактеї (около 20†млн), на втором месте Ђќдноклассникиї с 6†млн, замыкает тройку Facebook (2†млн).
Ќадо признать, что блогеры не просто стали конкурировать с редакци€ми. »х активна€ творческа€ Ђде€тельностьї привела к некоторой дискредитации публицистического и аналитического жанров. ¬ какой-то момент даже сама професси€ Ђжурналистї стала казатьс€ обществу чем-то не очень достойным.
—ейчас очевидно, что восторги по поводу неограниченных возможностей так называемой Ђгражданской журналистикиї оказались преждевременными. ƒа, в плане оперативности вооруженные микроблогами в социальных сет€х Ђгражданские журналистыї могут опережать и печатные, и даже онлайновые —ћ». Ќо, Ђгражданска€ журналистикаї оказываетс€ беззубой в плане анализа, обобщений, глубины. «десь все-таки чувствуетс€ налет дилетантизма, который исправл€етс€ только работой в профессиональной редакции.
ѕадение качества Ђсетевиковї
Ќадо признать, что украинские сетевые —ћ» не избежали вышеописанных проблем, в чем-то позаимствованных из блогосферы и социальных сетей. Ѕурное распространение средств массовой информации привело к резкому росту количества Ђжурналистовї.
Ћюбому мало–мальски удачливому бизнесмену захотелось иметь свое —ћ», и чаще всего таким средством работы с публикой становилось сетевое издание.
—оздать свое бумажное издание†было более престижно, но интернет привлекал своей дешевизной. » по украинским городам†быстро стали расползатьс€ маленькие проекты Ђбольшихї изданий.
 ак правило, в таких издани€х работает небольшое количество сотрудников, которые не так давно в Ђжурналистикеї и весь арсенал их умений сводитс€ к Ђкопипастуї чужой продукции. » хорошо еще, если такие издани€ став€т гиперссылки на первоисточники.
ѕадение уровн€ профессионализма не единственна€ слабость украинских —ћ», особенно сетевых.
ѕо сути, каждое такое издание €вл€етс€†личным проектом того или иного инвестора и в таких услови€х сложно говорить о редакционной независимости.
Ќа сегодн€шний день кажетс€, что рынок украинских интернет-изданий Ђперегретї.  оличество сетевых изданий растет, а их качество оставл€ет†желать лучшего. ¬ этой ситуации украинские средства массовой информации тер€ют свой статус Ђчетвертой властиї. ќни превращаютс€ в крикливые субъекты общественной жизни, которые во-многом живут своей собственной жизнью.
ќднако, не все так плохо. ¬ ”краине уже по€вилс€ р€д сетевых средств массовой информации общенационального уровн€. Ёти издани€ могут предложить своим читател€м хорошую аналитику, качественый оперативный поток новостей.
” этих изданий есть попул€рные авторы. «ачастую статус этих ведущих сетевых —ћ» выше, чем у многих менее респектабельных печатных изданий.
» не стоит забывать, что ведущие печатные —ћ» уже давно создали свои электронные версии, часть из которых также развиваетс€ в сторону полноценных интернет-изданий.
¬ идеальной ситуации —ћ» должны формировать общенациональную повестку дн€ и при этом угадывать запросы общества. ¬ наших услови€х зачастую получаетс€, что пресса работает по своим внутренним законам, не всегда интересу€сь реальной жизнью. » это не удивительно, так как во многих сетевых издани€х значительна€ часть работы сводитс€ к переписыванию чужого контента. “о есть, утрачиваетс€ непосредственный контакт с источниками информации.
¬озможно, что оздоровить ситуацию сможет общее переформатирование рынка украинских —ћ». ”же сейчас €сно, что ежедневные газеты, к примеру, начинают проигрывать конкуренцию сетевым издани€м. Ёто означает, что таких газет будет все меньше и меньше.
ќстанутс€ еженедельники и, безусловно, ежемес€чные издани€, которые будут делать ставку на высокое качество печати. Ѕумажна€ пресса будет становитьс€ более эксклюзивным товаром, в то врем€ как сетевые —ћ» возьмут на себ€ роль оперативной информационной площадки. –ынок будет более структурирован, и профессиональный уровень изданий должен будет вырасти.
¬ дальнейшем все больше людей как в мире, так и в нашей стране будет уходить в интернет. »нтернет будет становитьс€ глобальной социальной средой. Ќе факт, что така€ Ђобщемиров€ квартираї это хорошо, но прогресс трудно остановить. ѕоэтому именно интернет-—ћ» будут главным источником информации дл€ людей. —оответственно качество контента и его актуальность будут определ€ть попул€рность средств массовой информации и векторы их развити€.

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору

 омментарии (6)

  • tserenovflai@gmail.com (анонимно) 23 ма€ 2014, 03:46 ссылка
    «дрaвствуйте! ¬аc интeресyют kлиeнтcкие бaзы дaнныx?
    «дравствуйте! ¬ас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • tserenovflai@gmail.com (анонимно) 26 ма€ 2014, 04:29 ссылка
    «дpавствуйтe! ¬ac интеpeсуют клиентскиe бaзы данныx?
    «дравствуйте! ¬ас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • mcjrrmezxu@_._ (анонимно) 4 июн€ 2014, 08:11 ссылка
    http://_._/  лиeнтсkиe базы тел +79I««9I«8«7
     лиентckиe базы тел +79I««9I«8«7 http://_._/
  • tserkovertserenschik@gmail.com (анонимно) 4 но€бр€ 2014, 11:41 ссылка
    «дравcтвyйте! Bас интeресyют kлиентские базы дaнныx?
    . http://_._/
  • tserkovertserenschik@gmail.com (анонимно) 6 но€бр€ 2014, 14:10 ссылка
    «дравствyйтe! ¬ac интepecyют kлиeнтсkиe бaзы данныx?
    . http://_._/
  • tserkovertserenschik@gmail.com (анонимно) 11 но€бр€ 2014, 15:25 ссылка
    «дpавствуйтe! ¬ac интepeсyют kлиeнтckие базы дaнныx?
    . http://_._/
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

ѕоследние новости за сегодн€: