Ќовости / Ёкономика / »деальный размер страны с точки зрени€ экономики
2 окт€бр€ 2014, 10:09
–азмер шрифта: ј ј ј

»деальный размер страны с точки зрени€ экономики

»деальный размер страны с точки зрени€ экономики, экономика, размер страны, Ўотланди€
»деальный размер страны с точки зрени€ экономики

 огда Ўотланди€ отказалась от независимости, это†был отход от тренда. — 1946 г. число суверенных государств увеличилось более чем в два раза, с 76†до 197.†ѕосто€нное снижение административно-территориальных единиц в мире поднимает вопрос об идеальном размере страны с экономической точки зрени€.
—епаратисты (от  аталонии до ёжных ‘илиппин) должны помнить, что численность населени€ имеет огромное вли€ние на все аспекты политики, от уровн€ государственных расходов до открытости в торговле.
ћечтающие о выходе сепаратисты имеют много мотиваций, но экономические, как правило, играют основную роль в выборе Уостатьс€ или выйтиФ. јльберто јлесниа и Ёнрике —полаоре в книге У–азмер государствФ (The†Size of†Nations) анализируют все плюсы и минусы независимости, а также ее стоимость. –азмер имеет свои преимущества: так, например, более крупным странам легче защищатьс€ от иностранных агрессоров.
 огда преграды в торговле слишком высокие, объемному внутреннему рынку проще развиватьс€ самосто€тельно. √овор€т, что британский премьер-министр в XIX†веке пожаловалс€ французскому послу: У≈сли†бы вы не†были такими упр€мыми протекционистами, то нам†бы не пришлось искать новые территории дл€ аннексии!Ф
–азмер јмерики позволил ей развивать новые и высокоэффективные сектора промышленности в конце 1800-х гг., что†было не под силу маленьким европейским странам, до тех пор пока тарифы не исчезли в XX†веке, пишет британский журнал The†Economist.
¬ то†же врем€ в стране с большим населением существует много противоречий и политических подгрупп с различными интересами (что редко наблюдаетс€ в маленьком государстве). ѕо мере того как избиратели станов€тс€ все более разрозненными, увеличиваетс€ количество споров по поводу государственной политики.
Ёкономисты јлесниа и —полаоре уверены, что†ликвидаци€ торговых барьеров снижает стоимость, которую должны платить небольшие государства за свою независимость, и увеличивает интерес к сепаратизму. ѕо иронии судьбы ≈вропейский союз своим существованием сделал привлекательным раскол вход€щих в ≈— стран.
“ак, каталонские националисты считают, что если  аталони€ выйдет из состава »спании, которой она платит больше налогов, чем получает государственных субсидий, независима€ провинци€ останетс€ в едином европейском рынке, что делает независимость еще привлекательнее дл€ простых каталонцев.
ћежду тем, независимость обходитс€ довольно дорого. Ёкономисты подсчитали, что гражданам небольших стран приходитс€ тратить намного больше денег на содержание государства. ¬ крупных странах расходы на де€тельность государственного аппарата распредел€ютс€ среди большего числа налогоплательщиков.
“ак, независимой Ўотландии пришлось†бы создать точную копию бюрократического аппарата ¬еликобритании, но с населением в 13†раз меньше. »сследование –омэна ¬исцирга из  алифорнийского университета показывает, что государственные расходы на такие вещи, как общее администрирование, снижаютс€ в доле ¬¬ѕ по мере роста страны.

¬ то†же врем€ крупные экономики выдел€ют меньше денег (пропорционально размеру) на социальные нужды. Ёто св€зано с тем, что в небольшой стране легче достигнуть согласи€ и гармонии по важным общественным вопросам. “ак, в высокогомогенной ƒании государственные расходы на образование и инфраструктуру превышают 60%†от ¬¬ѕ. ѕри этом в многонациональной и неоднородной јмерике на эти расходы идет всего 39%†от ¬¬ѕ.
√раницы, какие†бы они не†были прозрачными, также мешают торговле. Ќесмотр€ на наличие зоны свободной торговли, одного €зыка, одного и того†же международного телефонного кода и многое другое, объем торговли между јмерикой и  анадой не превышает дес€той части объема торговли между американскими штатами. ”читыва€ стоимость государственного отделени€, децентрализаци€ часто предпочтительнее независимости, утверждает —полаоре в своем исследовании от 2008 г.
ќднако внутри федеративных стран распределение прибыли между регионами может оказатьс€ чувствительным вопросом. ѕо мнению —полаоре, важна система перераспределени€, а также ее масштаб. ”величение субсидий, выдел€емых дл€ умиротворени€ региона с иными политическими цел€ми, может†быть оптимальным способом предотвращени€ распада.
 ак†бы это не нравилось некоторым британским политикам, но†было†бы лучше дл€ всей ¬еликобритании, если†бы она увеличила денежные ассигновани€ (читай Увз€ткаФ) Ўотландии ради того, чтобы шотландцы смирились с правлением Ћондона. Ќо это будет работать†лишь при условии, если Увз€ткаФ меньше по размеру, чем получаема€ выгода от союза с Ўотландией.
¬ то†же врем€ перераспределение прибыли на фоне €рко выраженного неравенства в доходах регионов часто становитс€ причиной дестабилизации (одна провинци€ возмущена бедностью, а друга€ недовольна слишком большими налогами). Ќо есть удачные примеры: щедра€ финансова€ помощь западных немцев восточным соотечественникам, без сомнени€, помогла провести успешное воссоединение √ермании.

¬ онтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Ќашли ошибку в тексте? ¬ыделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
ѕисьмо редактору
¬ы не авторизировались.
≈сли у вас уже есть учетна€ запись ¬ урсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

„итайте также:

—итуаци€ плачевна€ Ц крупнейший инвестор объ€снил двукратное сокращение инвестиций в ”краину

11 ма€, 20:12

„ем кормить мир: “оп-5†глобальных трендов в питании

28 апрел€, 09:42

ѕоследние новости за сегодн€: