Новости / Образование / Достоинства и слабые места электронных учебников
6 апреля 2011, 18:04
Размер шрифта: А А А

Достоинства и слабые места электронных учебников

Достоинства и слабые места электронных учебников, Павел Полянский, электронные  учебники, школа
Достоинства и слабые места электронных учебников

Павел Полянский, председатель правления Центра образовательного мониторинга, экс-заместитель министра образования и науки об аспектах внедрения электронных учебников в украинских школах

Всплеск интереса к электронным учебникам, вызванный, с одной стороны, естественным стремлением находиться в контексте современных тенденций в информатизации учебно-воспитательного процесса, а с другой — перманентными проблемами недостаточного и запоздалого финансирования процесса подготовки и печати учебников.

В августе-сентябре ряд высокопоставленных Кабинета Министров Украины сделали публичные заявления о намерении отказаться от печатания бумажных учебников и перевести школы на электронные учебники. При этом не было разъяснено, эти намерения предусматривают, что расходы на реализацию такого беспрецедентного по масштабам финансирования проекта будут осуществляться за бюджетные средства, или расходы будут возложены на родителей учеников.

Общественная дискуссия в основном развернулась в экспертной среде и на страницах изданий и касается она как преимуществ, так и недостатков новации. Причем, если идея электронных учебников как таковых не вызывает каких-либо возражений, то вопрос приобретения и влияние на здоровье детей электронных книг оценивают неоднозначно.

Определение «электронный учебник» является настолько широким понятием, без конкретизации оно мало что объясняет.

Итак, под электронными учебниками подразумевают и электронные книги (ридеры), и структурированы и снабжены ссылками тексты, и документы различных типов, начиная от вспомогательных файлов и заканчивая web-страницами, содержащими учебные материалы.

Собственно, электронный учебник — это образовательный продукт, который отличается от традиционного учебника на печатной основе тем, что просмотреть его можно только с помощью компьютера или электронной книги; соответствует требованиям Государственного стандарта общего среднего образования и учебным программам.

Электронный учебник должен, во-первых, раскрывать предмет науки, давая описание, объяснение, предвидение и прогнозирование явлений, фактов, процессов, объектов и, во вторых, раскрывать сущность предмета изучения, содержит методический аппарат для учителя и учеников.

Электронные учебники разделяют на три типа: 1) отсканированный бумажный учебник, 2) традиционный учебник с гипертекстовыми вставками, 3) специально разработанный электронный учебник. Независимо от типа, в электронном учебнике должен быть применен принцип квантования, то есть учебный материал должен быть разделен на разделы, так же — на модульные кадры с текстовой составляющей и визуализацией. Каждый модуль состоит из теоретического блока, контрольных вопросов по теории, упражнений и тестов, контекстной справки и т.д. Между собой модули связаны гипертекстовыми ссылками, чтобы ученик по принципу ветвления мог оперативно переходить от одного модуля к другому. Целесообразно, чтобы электронный учебник содержал и графический и иллюстративный материал.

Электронные учебники, загруженных в электронных книг, можно воспроизводить и распространять в файлах различных форматов, включая обычного текста, текста с оформлением (HTML), открытого формата (FlipBook, OpenDocument, SGML, XML, FictionBook, TeX, PDF, HTMLHelp Microsoft, PostScript, ExeBook, Mobipocket и др.), растровые графики (TIFF, JPEG, DjVu) и в виде мультимедийных книг (SWF, EXE). Файлы форматов OpenDocument, PostScript, PDF, MS Word DOC, кроме текста, могут воспроизводить растровые или векторные изображения. Файлы современных электронных книг мультимедиа, кроме текста, содержат несколько каналов восприятия: звуковой-музыкальный, изобразительно-динамический и интерактивно-ментальный.

Некоторые электронные книги производят одновременно с подготовкой печатного учебника или изготавливают из уже существующих печатных учебников путем сканирования текста, иногда с использованием специальных открытых сканеров, которые не повреждают оригинальное печатное издание. Самым привлекательным является формат «открытого» учебника.

В США сейчас начинают появляться «открытые» учебники, которые могут быть адаптированы для совместного использования. Это не имеет отношения к принципу Википедии, поскольку в публично доступную версию материала никаких изменений не вносится, поскольку в информационном пространстве распространяется редакционная модифицированная версия учебника и пользователи могут дополнять только тот экземпляр, с которым работают они. Разницы между бумажным и цифровым контентом практически не существует; цифровой контент пользователя близок, а иногда и идентичный цифровом продукта создателя контента. Пользователю предоставлена ??возможность удалить ненужные разделы, добавить свой материал и отредактировать текст.

Средства от продаж таких электронных ресурсов будут по-прежнему поступать в издательство, обладающее авторскими правами на печатный текст. Издатель не только обеспечивает контент-услуги развития, но и создает платформу для использования контента, редактирования и организации учебного процесса.

Unedited или «переписанный» учебник издатель может по низкой цене отправлять в формате PDF для печати в черно-белом или цветном виде. Это хорошая возможность для методических служб, администраторов школ, учителей и учеников, но все же за плату скачивать учебник.

Для выяснения того, какие характеристики электронных учебников являются важнейшими для учеников, «Проект будущего» провел в США анкетирование около 300 тыс. студентов. Ответы разделились следующим образом: возможность персонализации книг добавлением комментариев и маркировкой текста — 63%; самооценки — 62%; возможность самообразования -46%; пользования информацией NASA и Google в реальном времени — 52%; пользование, в случае необходимости, он-лайн- репетитором — 53%; использования презентаций PowerPoint из электронных учебников — 55%; игровые элементы в обучении — 57%; применение анимации и моделирования — 55%; наличие видео — 51%; возможность проводить видеоконференции — 30%; подкасты — 34%; создавать свои собственные подкасты или видео — 48%.

По нашему мнению, проблему внедрения в Украине электронных книг как школьных учебников необходимо исследовать системно, с учетом реалий украинского учебников в условиях информационных вызовов.

Национальной доктриной развития образования предусмотрено создать учебно-методические предпосылки для равного доступа граждан к качественному образованию, реализации прав на доступность и бесплатность получения общего среднего образования. Качество образовательных услуг напрямую зависит от обеспеченности учебно-воспитательного процесса учебниками, учебными пособиями, которыми государство должно обеспечить учебные заведения.

Однако на практике существует несоответствие бюджетного финансирования печатных учебников реальным потребностям отрасли. Бюджетные средства почти никогда не поступают в полном объеме. Наличие переходных соглашений, увеличение дебиторской и кредиторской задолженности практически закладывается еще при формировании бюджета. Реальные расчеты Министерства образования и науки Украины не принимаются во внимание при формировании показателей государственного заказа; внести изменения в утвержденных законодательных актов почти невозможно.

При помесячной распределении средств не учитывают потребность отрасли в финансировании издания преимущественно в первом квартале текущего года, что приводит к нарушению Указов Президента Украины о своевременное обеспечение к началу учебного года учебных заведений учебниками и пособиями и создает условия для появления переходных соглашений, увеличение кредиторской и дебиторской задолженности .

Даже утвержден график финансирования постоянно нарушается (или изменяется); финансирование происходит несвоевременно и неритмично — имеющиеся неединичные случаи, когда средства за несколько месяцев поступают на счета одновременно.

По такому механизму финансирования отрасли невозможно не только избежать задолженности и переходных соглашений, а также налагать штрафные санкции на издательства за просроченную дебиторскую задолженность за значительной кредиторской задолженности в этих же издательств.

Для организации проведения апробации новых учебников, их совершенствования, качественного заказ учебными заведениями учебников необходимо в первом квартале каждого года (собственно, это нужно делать еще в четвертом квартале предыдущего года) дополнительно выделять средства для издания пробных учебников. Технологический процесс создания учебника занимает менее пяти месяцев. Учитывая сложности бюджетного процесса, Министерство финансов открывает финансирование на печатание учебников обычно с опозданием.

Получив средства в мае — июне, издательства реально, причем с потерями в качестве, смогут их распечатать не раньше сентября. В мае-августе ежегодно типографии буквально «завалены» заказами и объективно не справляются с ними. Законодательная же норма, по которой учебники печатают «преимущественно» (на практике часто получается «исключительно») в типографиях государственной формы собственности, приводит к потере времени и качества. Если же учесть время на развозку учебников, то и получается, что многие учебники попадают к детям в лучшем случае в октябре — ноябре.

Указанные выше финансовые и организационные проблемы побуждают к внедрению информатизированных форм учебников и учебных пособий. Стремительное развитие информационных технологий активно влияет на номенклатуру средств обучения и, соответственно, трансформацию устоявшихся педагогических технологий. Учебная книга как важный дидактическое средство осуществления учебно-воспитательного процесса также объективно видоизменяется как по внешним признакам, так и по возможностям трансляции информации.

Учебник в традиционном (печатном) своему виду и функциональном назначении как вместилище научных фактов и воспитательного потенциала уже не может занимать монопольное положение в условиях информационного общества с его неограниченными возможностями генерации, хранения и передачи информации.

Время, как справедливо подчеркивают выдающиеся украинские философы образования, информационный взрыв «прежде всего обусловлен рыночными условиями, вносит существенные и далеко не однозначные перемены в жизни современного общества, в образовательную сферу, обучения и воспитания молодого поколения». Так, заметным явлением стало появление в США еще в начале 70-х годов прошлого века на рынке электронных книг как версии книг в электронном (цифровом) формате.

Первые электронные книги (ридеры) создавали для использования лишь в отдельных сферах и были рассчитаны на ограниченную аудиторию. Они содержали технические инструкции для обращения со сложным оборудованием, соблюдение технологий производства. Впоследствии, начиная с 90-х годов ХХ века, когда благодаря Интернету значительно упростилась передача электронных файлов, началось бурное развитие и совершенствование ридеров, в частности в формате PDF. Благодаря разнообразию форматов и совершенствованию электронных книг с открытым исходным кодом количество потребителей начала расти, следствием еще большую фрагментацию рынка электронных книг.

Отчасти, развитие этого рынка к определенному времени происходило стихийно, поскольку тогда еще не были на законодательном уровне урегулированы вопросы защиты авторских прав, стандартизации упаковки и реализации электронных книг. Расширение рынка ридеров происходило противоречиво: с одной стороны, немало электронных книг реализовывали на «черном» рынке, а неофициальные, а иногда и без разрешения авторов и издательств, каталоги электронных книг стали доступны через сеть Интернет, а с другой — сайты, посвященные электронным книгам, способствовали распространению информации о электронные книги для широкого круга читателей; авторы книг, которым отказали издательства, выставили свои работы в Интернете и приобрели определенную популярность.

Так, американские библиотеки конце 90-х годов начали бесплатно, через веб-сайты, предоставлять в пользование электронные книги. Если сначала таких библиотек было маловато, то в 2010 г. 66% публичных библиотек в США предлагали своим клиентам электронные книги.

В начале 2010 г. корпорация Apple запустила в производство копир IPad и заключила соглашения с 5 из 6 мощнейшими издательствами, которые предоставили Apple распространять их книги в электронном формате. При этом многие издатели и немало авторов неодобрительно отнеслись к идее электронных публикаций, мотивируя свой отказ из-за проблемы со спросом, пиратством и недостаточными материальными стимулами.

В июле 2010 г. он-лайн продавец Amazon.com сообщил, что впервые во втором квартале 2010 г. продажи электронных книг на 40% превзошел объемы реализации книг в твердом переплете, а в июле — на 80%. В целом, по данным американской Издательской ассоциации состоянию на середину года сегмент ридеров составил 8,5% от всех продаж книг в США.

И все же толчком к развертыванию дискуссии вокруг того, возможно и насколько это целесообразно, заменить печатные учебники электронными были не столько технические характеристики и значительный педагогический потенциал электронных устройств, сколько последствия мирового финансового кризиса. Причем, в США удельный вес расходов на печатные учебники в структуре бюджетных расходов на образование является незначительной. При общем объеме 550 млрд. долл., что выделяют в год на образование в Соединенных Штатах, на печатание учебников направляли около 5 млрд. (1%). Однако именно нехваткой бюджетных средств на печатание учебников администрации американских штатов Калифорния и Техас объявили о планах отказаться от печатных школьных учебников в пользу электронных книг.

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер 5 июня 2009 выступил с инициативой, чтобы сделать Калифорнию первым штатом в стране, где школы будут работать по электронным учебникам. 11 сентября того же года, в годовщину террористической атаки на США, он снова подчеркнул идеи электронных учебников. Учитывая, что удельный вес расходов на образование в бюджете штата составляет 40 процентов, мотивы А. Шварценеггера понятны — уменьшить расходную часть бюджета. «Бюджетный кризис в Калифорнии продолжается и мы должны найти такие новаторские способы, которые позволят сэкономить деньги и повысить качество услуг. … Это первая национальная инициатива, которая позволит сократить расходы на образование, стимулировать сотрудничество между школьными округами и обеспечит каждому калифорнийском ученику доступ к образованию мирового уровня», — заявил А. Шварценеггер.

В апреле 2010 г., выступая на конференции по образовательным электронным играм, губернатор американского штата Техас Рик Перри в унисон А. Шварценеггеру заявил, что к 2014 г. Техас также намерен внедрить систему электронных учебников. Оппоненты губернатора, в частности исполнительный директор Техасской учебной программы Кэти Тебе, забрасывают власти, что недостаток средств на печатание учебников не может быть оправданием тому, что школьники оказываются под угрозой, что вообще не будут ни печатных, ни обещанных электронных учебников.

Последние, к тому же, к внедрению должны пройти серьезную сертификацию и апробацию на уровне штата. «Даже в трудные экономические времена, — отмечает К. Тебе, — мы не можем обречь наших учеников на провал … То, что мы кладем на плаху, не может быть оправдано дефицитом бюджета … Сейчас самое время спросить себя и наших законодателей — каковы наши приоритеты? Неужели мы действительно хотим поставить школьников штата Техас перед риском отстать?»

Однако путь от идеи до ее воплощения тернист, требует ответа многие сложные вопросы и длительной и финансово затратной подготовительной работы. Предыдущие усилия по созданию различными независимыми организациями открытых электронных учебников в значительной мере не увенчались успехом.

Например, в той же Калифорнии в 2002 г. фонд COSTP в сотрудничестве с Википедией сделала попытку создать «открытый» электронный учебник. Ожидалось, что в результате реализации проекта штат ежегодно экономил бы более 200 млн. долл. Однако идею не был реализован и электронный учебник по истории тогда так и не создано.

Вопросы сертификации электронных учебников важно. В Украине для печатных учебников существуют формализованные требования. Издательские параметры печатного учебника должны соответствовать ГОСТу 597-73 и санитарным правилам по оформлению школьных учебников — СП 1405-76. Очевидно, что указанные выше стандарты не распространяются на электронные книги. Не фигурируют электронные учебники и в утвержденной приказом Министерства образования Украины от 27.02.1998 г. № 75 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 12.05.1998 г. под № 307/2747 Инструкции о порядке организации разработки, производства и доставки демонстрационных приборов и учебного оборудования в учебных заведений.

В Украине по состоянию на середину 2010 г., когда активно обсуждали тему о ридеры, а в отдельных школах пилотировали ограниченные партии устройств, все еще не было нормативно определены медицинские параметры электронного учебника. Заверений производителей, пользование ридером является безопасным для здоровья школьников, недостаточно. Очевидно, что электронная книга, как и любой товар, должна иметь специальный гигиенический вывод, в котором должно быть указано, из каких материалов он изготовлен и подтверждено, что они не вредны для здоровья детей.

В Интернете уже размещено большое количество электронных учебников в свободном доступе или по открытым лицензиям, но задача состоит в том, чтобы их отформатировать и отредактировать так, чтобы они соответствовали Государственному стандарту общего среднего образования и критериям к учебным ресурсам. Очевидно, что электронные учебники существовать в виде открытых ресурсов подобно Википедии. Отсюда гипотетически каждый учитель и ученик, не говоря уже о «хакеров», может по собственному усмотрению, не придерживаясь задач, определенных Государственным стандартом общего среднего образования и учебных программ, наполнять электронный учебник.

Следовательно государство оказывается перед вызовом, как в условиях открытого для наполнения любым фактологии, размещенным в Интернете, обеспечить сохранение единого образовательного пространства. Разделяя мнение исследователей об очевидных преимуществах использования электронных материалов при изучении истории и других гуманитарных предметов, заметим о следующем. Индивидуальные изменения в учебниках, особенно по гуманитарным дисциплинам («Я и Украина», история, литература, философия, правоведение, гражданское образование), могут стать объектом присущего для Украины вмешательства политиков и различных лоббистских групп источником ожесточенных дебатов относительно того, что должно быть в учебнике, а чего там быть не должно.

Без решения этого технологического, а в украинских реалиях неизбежно еще и политического, вопрос нарастать эскалация всегдашних дискуссий в средствах массовой информации, в политикуме и, от чего нельзя застраховаться, в залах судебных заседаний. Наконец, демократическая сама по себе идея электронных книг как заменителей печатных учебников, привлекательная для производителей, потребует от государства скрытых расходов на развертывание собственной бюрократии, которая будет пытаться контролировать соблюдение единых стандартов содержания образования.

Практика доказывает, что электронное оборудование устаревает намного быстрее, чем печатные учебники. Согласно действующему законодательству, срок использования печатных учебников в школах составляет пять лет. Ответ на вопрос о том, сможет такую ??же, не говоря о большей, количество лет использоваться ридер, является важной. От ответа на него зависит вывод о том, действительно экономически выгодно их массово использовать в школах. По нашему мнению, государство не должно перекладывать обязанность приобретения стоимостных ридеров на местные бюджеты или, тем более, на родителей учеников, поскольку ни первые, ни вторые таких денег не имеют.

С методической точки зрения электронные учебники являются эффективным учебным ресурсом для изучения прежде предметов естественно-математического цикла и тех областей знаний, подвергаются глубокому структурированию, для самостоятельной работы учащихся, дистанционного и экстернатного обучения, на практических и лабораторных занятиях, анализе информации и ее графической интерпретации. При этом, например, информационные технологии развиваются настолько стремительно, что разработчики учебных материалов физически не могут поспевать за таким развитием. В этом смысле электронные учебники необходимо сочетать с другими интерактивными технологиями обучения, как webinar (вебинар) — разновидность он-лайнового занятия, позволяющий учителю и учащимся класса общаться как в текстовом формате, так и аудио-или видеочатах.

Эффективной формой работы с учащимися, особенно участниками Малой академии наук Украины, участниками II и III этапов Всеукраинских ученических олимпиад по базовым дисциплинам, также webcast (веб-конференция). С помощью электронного учебника и Интернета учитель или тренер может давать своим воспитанникам информацию и инструкции, которые недостаточно или совсем не отраженные в учебнике, поисковые задания, контролировать их выполнение, вносить коррективы, задавать вопросы и т.д. Важно, что все советы и замечания учителя могут быть записаны и использоваться учениками в дальнейшем.

Применяя метод подкастинг (публикация в сети медиа-потоков), учитель, прежде всего иностранных языков, избирать и вводить как учебный материал записи, что позволит ему и ученикам не покупать дорогие аудиокурсы.

Благодаря электронному учебнику учитель получает и возможность практиковать современные технологии мониторинга, контроля и учета знаний учащихся, избежав утомительную механическую работу. Например, в Германии такие электронные системы контроля уже эффективно внедряют. Издатели разработали продукт, который позволяет на выборочной основе определять глубину учебных компетенций учащихся. Учитель может определять не только личный прогресс учащегося в обучении, но и его рейтинговое место в контексте класса или школы.

Таким образом, учитель достигает головного в мониторинге знаний — способности оценить, насколько проблемы по овладение программного материала конкретного ученика является его индивидуальным проблемами, а это общая тенденция, связанная то ли с деятельностью учителя, то ли с недостатками в учебных программах и учебниках .

Среди преимуществ электронных учебников прежде называют их незначительную по сравнению с комплектом бумажных учебников, вес и небольшие размеры. Это неопровержимый аргумент в пользу внедрения в Украине электронных учебников, который, однако, частично нивелируется технологическими несовершенствами электронных книг.

Портативность ридеров, умноженная на способность их содержать в себе смысл сотен и тысяч книг (по состоянию на август 2009 доступными для скачивания было более 2 млн. бесплатных книг, причем пользователь может в любой момент делать ротацию их в своем электронном учебнике), делает электронные учебники удивление мобильными в смысле обновлении контента. Собственно, возможности ридера накапливать информацию ограничивается только объемом памяти. Электронные учебники позволяют и читать их при недостаточном освещении или даже в темноте, прослушать текст книги, что делает электронный учебник аудиокнигой, а также изменять размер шрифта, искать ключевые термины и определения, делать закладки и аннотации.

Правда, в большинстве представленных на рынке ридеров экрана ниже, чем нужно. По этой причине читать текст с печатного учебника менее вредно для зрения, чем с экрана ридера. Кроме того, у части учащихся взаимодействие с устройством может вызвать дискомфорт, например, через блики на экране или трудности в постижении работы устройства.

Технологическая способность электронных учебников отображать анимированные картинки, мультимедийные клипы и воспроизводить аудиокниги и MP3-файлы небольших объемов значительно повышает дидактический потенциал этого учебного ресурса и позволяет учителю эффективно моделировать проблемные учебные ситуации и дифференцированно выстраивать индивидуальные векторы учебной деятельности учащихся.

Электронные учебники технически делают перевод книг на разных языках. В условиях поликультурной Украине и законодательного гарантирования получения полного общего среднего образования на родном языке позволило бы отказаться от перевода и издания учебников на русском, венгерском, румынском, молдавском, польском, крымскотатарском и других языках, которыми осуществляется учебно-воспитательный процесс в украинских школах.

В отличие от приобретения бумажной книги, чтобы приобрести электронный учебник, не нужно идти в книжный магазин или ждать доставки книги по почте, ридер можно загрузить не выходя из дома и использовать сразу.

Неоднозначны и экологические факторы при изготовлении ридеров и печатание бумажных учебников. С одной стороны, преимущество электронных книг перед бумажными аналогами состоит в том, что в процессе производства электронных книг не используют бумагу, краску и т.д. К тому же, для изготовления печатных книг используют втрое больше сырья и в 78 раз больше воды. С другой — при изготовлении электронных ридеров в производстве используют различные токсические вещества, которые не поддающихся биохимическому разложению. Вероятно, по мере совершенствования технологий и физического износа устаревших ридеров количество токсичных отходов, которые, в отличие от бумаги, не пидлягаються биологическому разложению, уменьшаться.

Сейчас не существует технологической проблемы в том, чтобы вместить электронные версии всех необходимых для учебного цикла учащихся и студентов учебники. Так, компания Apple Computer в 2010 г. выпустила IPad с цветным сенсорным экраном, интерактивными видеовозможности и виртуальной клавиатурой, который предоставляет гораздо больше возможностей для пользователей, чем монохромный электронный учебник типа Kindle Amazon. Совершенствуют свои изделия и другие ведущие производители Е-книг, как Hewlett-Packard, Dell и Microsoft. Хотя учащиеся и студенты еще долго будут пользоваться в учебных целях ноутбуками или их портативнишимы аналогами-нетбуками, эксперты прогнозируют, что в течение следующего десятилетия большинство студентов и многие ученики черпать информацию не из бумажных книг, а из электронных устройств.

Позитивным следствием появления электронных книг является то, что уже появились разработки, например DynamicBooks от корпорации Macmillan, позволяющие учителям и преподавателям создавать собственные учебники, используя свои оригинальные материалы, а также материалы, разработанные компанией-производителем.

Электронные учебники создают предпосылки для преодоления физических, сенсорных и когнитивных барьеров на пути к образованию учащихся и студентов с различными формами инвалидности. Так, для учеников и студентов с дислексией и слепых технология электронной книги позволяет сделать учебники доступны через преобразование текста в доступных электронных форматах.

Для урегулирования вопроса авторских прав необходимо внести изменения в действующее законодательство Украины, предусмотрев в нем, что на воспроизведение и распространение копий ранее опубликованных литературных произведений в специализированных форматах шрифт Брайля, аудио-или цифровой текст для использования слепыми или другими лицами с ограниченными возможностями, не распространяется норма об авторском праве, по которой все пользователи должны получить разрешение для воспроизведения или распространения таких материалов. Конечно, чтобы не допустить коммерциализации, такое исключение должно касаться только неприбыльных организаций и государственных учреждений, предоставляющих специализированные услуги, связанные с подготовкой кадров и образованием слепых и других лиц с ограниченными возможностями.

Фактором, который может сдерживать внедрение электронных учебников в учебный процесс лиц с ограниченными возможностями, является отсутствие единых стандартов для электронного преобразования файлов. Для преодоления этой преграды должен быть разработан и утвержден стандартизированный универсальный украинский электронный формат, в котором издатели учебных материалов представлять электронные версии учебников. По мере насыщения национального рынка электронными книгами и допущения их к использованию в учебно-воспитательном процессе необходимо будет нормировать требования к издателям, чтобы они производили электронные учебники в таком электронном формате, который бы был удобным для превращения в шрифт Брайля. Чтобы избежать появления в учебных заведениях электронных учебников в различных форматах, необходимо утвердить государственные стандарты доступности.

Эти стандарты должны, во-первых, определить конкретные технические параметры национального электронного формата файла, который будут использовать издатели учебных материалов для лиц с ограниченными возможностями для превращения их в специализированные форматы, а во-вторых, соответствовать общим стандартам, касающихся электронной издательской и переводческой технологии, используемые для изготовления специализированных форматов. Поскольку электронные учебники для обучения инвалидов будут созданы согласно такому стандарту доступности, то учебные заведения смогут самостоятельно трансформировать учебные материалы в форматы, необходимые для обучения лиц с особыми потребностями.

Предусмотрено, что электронные учебники существенно повлияют на деятельность педагогов. Как справедливо отмечают Г. Драйден и Дж. Вос, «важно, что цифровая революция стала катализатором полной изменения подходов к обучению и учебных методов, только в точных науках ежедневно появляется десять тысяч новых статей Ни один учитель не способен прочитать хотя бы части этих материалов, а о подробностях говорить не приходится. Какая тогда будет роль учителя как личности, обеспечивает информацией?»

Тогда как родители учеников и студенты надеются на снижение цены на ридеры и уменьшения веса портфелей, многие учителя, особенно из числа тех, которые за многие предыдущие годы привыкли выкладывать за традиционными педагогическими технологиями, со страхом ожидают появления электронных учебников. Вряд ли такие же опасения уместны со стороны книгоиздателей, ведь они еще долго будут сохранять свои позиции на рынке школьных учебников. Кроме того, что издатели могут гибко сотрудничать с производителями электронных учебников, они также имеют долгосрочные авторские права на интеллектуальную собственность, которой является содержание печатных учебников. При отсутствии маркетинговых исследований и до сих пор трудно спрогнозировать, сколько студентов и учащихся останутся подверженными печатных учебников.

Однако электронные учебники имеют и недостатки, которые вызывают достаточно осторожное или даже негативное отношение к ним со стороны части потребителей. Прежде всего — высокая стоимость, эквивалентная стоимости 50 -100 печатных книг. Например, цены на IPad или Android фирмы Dell в США колеблются от 300 до 500 долл. США. К этой сумме следует добавить еще 125 -160 долл. в год на подписку программного материала и 40 долл. на сервисное обслуживание и ремонт устройств (с учетом естественной детской подвижности ремонта таки не избежать).

Если устройство использовать не менее трех лет, то ежегодные расходы на его содержание составляют 265 долл. При оптовой покупке американский покупатель надеется договориться с продавцом о 200 долл. в год [12]. В среднем же такое обслуживание и ремонт может достигать 400 долл. в год.

Государство может, развивая сеть школьных округов, экономить деньги, распространяя лицензированные учебные материалы с открытым кодом, а также закупать электронный контент у издателя вместе с разрешением распространять его столько раз, сколько необходимо для учеников и учителей, а не платить за каждый учебник. Если же возникнет потребность распечатать бумажный экземпляр учебного ресурса, то это можно было бы сделать из электронной версии по умеренной цене. В США цена составляет около 25 долл. за одну копию, но в условиях Украины она вряд ли составит больше 20 грн.

На самом деле электронные учебники имеют относительно низкие издержки изготовления. Концепция такого учебника предусматривает, что в руководстве могут создаваться в сети Интернет приложения. На сегодня лучшим и найсумиснишим с Интернетом вариантом является PDF (Portable Document Format) с использованием Adobe Acrobat или аналогичного формата. В общем, все, что нужно в данном случае, это электронный вариант источника или рукописи, как правило, предварительно отформатированного, откорректированные и отредактированного. Это несложно сделать в формате MS Word с последующим преобразованием в формат электронных книг PDF.

Положительным экономическим фактором является и низкая стоимость распространения электронных учебников (но не стоимость самих приборов!) В основном, при распространении ридеров платят только объем информации, передаваемой через компьютерные сети или физический носитель, например компакт-диск. Кроме того, наполнение текстами электронного учебника стоит несравненно дешевле, чем печатание традиционной книги на бумажной основе. К тому же расширяется номенклатура текстов, доступных для бесплатного «скачивания»; библиотеки все охотнее предоставлять бесплатные публикации, которыми могут пополняться электронные учебники.

Всего начальные инвестиции в изготовление электронной книги являются настолько значительными, что во многих странах мира их не производят. Проект по изготовлению электронных учебников является столь же привлекательным с деловой точки зрения, насколько он является рискованным. Пока рынок электронных учебников еще не сформирован, а значит владельцы электронных книг еще не имеют возможности компенсировать часть своих расходов за счет продажи текстов, которые они уже прочли, чтобы приобрести использованы копии со значительными скидками, так как они могут это легко делать с печатными книгами .

С технологической точки зрения специалисты обращают внимание на то, что форматы и типы файлов электронных книг постоянно совершенствуются и, соответственно, меняются. Следовательно, в отличие от печатных книг, которые неизменно используются на протяжении многих лет, электронные учебники со временем нужно будет повторно копировать или превращать в новый носитель или тип файла. Распространены сейчас стандарты PDF и EPUB нельзя считать универсальными, а отсутствие единого универсального стандарта может существенно повлиять на продолжительность существования некоторых электронных учебников, поскольку они выполнены в формате, который был на время их производства, но от которого впоследствии откажутся.


 

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Альтернативное базовое образование в Украине: что такое эко-школы и чему там учат детей

28 мая 2017, 16:42

В Киеве ребенка, который опаздывал в школу, доставили вертолетом. Фотофакт

16 марта 2017, 10:05

В школах и детсадах Киева подорожает питание

6 марта 2017, 17:33

Последние новости за сегодня: