Новости / Образование / Реформа стипендий в вузах: кому, как и за что?
21 февраля, 15:31
Размер шрифта: А А А

Реформа стипендий в вузах: кому, как и за что?

Реформа стипендий в вузах: кому, как и за что?, Стипендиальная реформа, финансирование образования, реформы
Реформа стипендий в вузах: кому, как и за что?

Стипендиальная реформа уже вызвала немало шума в университетском сообществе и приведет еще больше в конце месяца, когда большая часть студентов не найдет на карточке стипендию, хотя по старым правилам должна была бы ее получить. О особенности стипендиального обеспечения по-новому портала «Украинская правда. Жизни» рассказывает представитель органов студенческого самоуправления КПИ Александр Рак.

Сразу отмечу, что речь идет о студентах, которые учатся по государственному заказу. Так называемые «контрактники» не имеют права получать стипендию от государства.

По старым правилам достаточно было иметь средний балл 4.0, чтобы получить обычную стипендию, и 5.0 – для повышенной. Некоторые вузы при этом даже не учитывали недифференцированные зачеты.

Новые правила несколько сложнее и многим кажутся дискриминационными.

Во-первых, вводится рейтингования и лишь 40-45% (конкретный процент утверждается вузом) студентов-бюджетников будут получать стипендию. Напомню, что заместитель министра финансов ранее говорил, что стипендию получают 75% студентов бюджетников.

Во-вторых, повышенную стипендию будет получать только определенный процент студентов на усмотрение учебного заведения.

В КПИ, например, это 5% от общего 40%, то есть 2% от общего количества студентов-бюджетников. Округления в обоих случаях проводится в сторону уменьшения.

Эти рамки порождают случаи, когда повышенная стипендия не будет получать никто (если специальность меньше 50 человек, например), или что стипендию на некоторых специальностях могут не получать даже отличники по пятибалльной шкале.

Для размышлений: по информации от первого заместителя министра Владимира Ковтунца, в КНУ ім. Шевченко на механико-математическом факультете по старым правилам стипендию получали около 45% студентов, тогда как на факультете филологии – 90%.

Третье нововведение – увеличен размер академической стипендии с 825 гривен до 1100 гривен. Для некоторых специальностей до 1400 гривен.

Четвертое нововведение – рейтинговый балл студента может состоять не только из академической составляющей. До 10% рейтингового балла отводится на науку, искусство, спорт и общественную деятельность, согласно решения Ученого совета вуза.

На самом деле наличие дополнительных баллов за искусство, спорт и общественную активность несколько противоречит внесенным изменениям в закон «О высшем образовании», где сказано, что «Академические стипендии назначаются лицам, которые достигли значительных успехов в учебе и/или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабинетом Министров Украины».

Пятое – стипендиальная комиссия стала органом, который вправе решать конфликтные вопросы и решать, кому и за что предоставлять неакадемические 10% рейтингового балла. С целью избежания злоупотреблений со стороны администрации комиссия должна состоять не менее чем на половину из представителей студентов.

В целом новые условия должны создать более жесткую конкуренцию между студентами и убрать гарантированный балл для получения стипендии. Но является достаточно неоднозначным введения в действие новых правил уже во время сдачи сессии.

Из возможных нарушений прав студента, которые могут быть на данном этапе:

неправильно посчитан рейтинговый балл;
начисление дополнительных баллов другим студентам за чисто номинальную общественную активность.
Сегодня стоит забыть, что какой-то определенный балл гарантирует стипендию. В отдельных случаях может произойти так, что даже максимальный балл за академическую составляющую не будет гарантировать получение стипендии.

Кроме того, есть категория социальных стипендий, которые будут выплачены определенным категориям через их социальное положение. За последними изменениями их стало больше: до сирот, детей шахтерів и малообеспеченных семей добавили участников АТО, внутренне перемещенных лиц и инвалидов I-III групп.

При этом реальной реформы в этом секторе не произошло – по логике представителей Минфина социальные стипендии должны получать действительно те, кто в этом нуждается за доходом, но категория малообеспеченных семей слишком узкая через малый коэффициент обеспеченности прожиточного минимума для взрослых (он составляет 21%).

Если подробнее, то гарантированный государством прожиточный минимум на семью из 2 родителей и неработающего студента составляет около 2000 тысяч гривен. При том, что реальный прожиточный минимум (как сумма прожиточных минимумов этих лиц) составляет примерно 4800 грн.

К тому же была отменена практика выплаты материальной помощи и премий из стипендиального фонда. Матпомощи выплачивали студентам, которые оказались в затруднительном материальном положении из-за потери родителей, болезни и т. п, а премии (замечу из собственного опыта, – авт.) выплачивали представителям органов студенческого самоуправления.

Если в целом посмотреть на изменения в системе выплаты стипендий, то:

общее количество стипендиатов было существенно уменьшено;
жизнь менее обеспеченным слоям населения вряд ли облегченно;
конкуренцию за академические стипендии – увеличен;
прозрачности начисления стипендий – не достигнута, наоборот – предыдущая система была более прозрачной;
выплата материальной помощи и премий из стипендиального фонда отменена.

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

В МВФ назвали три реформы, которые Украина должна провести как можно быстрее

28 апреля, 18:21

Последние новости за сегодня: