Новости / Политика / Революция отменяется-2: испытание Майданом
1 декабря 2010, 09:20
Размер шрифта: А А А

Революция отменяется-2: испытание Майданом

Революция отменяется-2: испытание Майданом, Налоговый Кодекс, акции протеста, предприниматели, революция, Организаторы, средство массовой информации, интернет-магазин, интернет
Революция отменяется-2: испытание Майданом

Гражданское общество предполагает умение вести диалог с властью, а также – внимание! – сохранять целостность позиции и противостоять политическим манипуляциям. Украинская web-индустрия выдержала первый экзамен на зрелость, о чем свидетельствует заявление сообщества интернет-магазинов, сервисов и медиа о ситуации с Налоговым кодексом. Последуют ли примеру «вебманов» коллеги из других отраслей, пройдет ли страна очередное испытание Майданом?

Статья «Революция отменяется», написанная в буквальном смысле на коленке за 15 минут – прямо в Гмейле и без единого редактирования – произвела общественный резонанс, неожиданный и удивительный для меня самого.

Нет, с тысячей «лайков» и четырьмя сотнями ретвитов я еще готов смириться – даже приятно установить рекорд Уанета. Но вот серьезные рассуждения относительно того, что я – это не я, а «тайный штаб медийного влияния Партии Регионов» (цитата из письма) или споры вокруг суммы, заплаченной за написание и публикацию «Революции…» – это уж слишком. Я – это я, у жены спросите. А от денег постфактум я и не откажусь вовсе – у меня, как и у многих моих коллег, открыты кредиты на развитие бизнеса, дети в частной школе опять же – но пока, к сожалению, никто не предлагал. Ринат Леонидыч, ау?

Первый и главный результат этой публикации был достигнут в течение суток: нас услышали. Артур Оруджалиев (главный редактор AIN) разместил материал около десяти вечера, первый звонок с Майдана раздался в четыре утра. Весь следующий день превратился для меня в непрекращающийся кошмар, особенно с учетом бессонной ночи. Кто только не звонил: лидеры общественных организаций с Майдана-2, политики, депутаты. А главное – звонили коллеги-предприниматели, причем не только из нашей отрасли, которые почему-то решили, что я знаю, что делать. О представителях масс-медиа скажу отдельно: отбор статьи в «УП», репост на «Инфопорне» и приглашение дать комментарий для ICTV и «1+1″ – можно понять, значит, хорошо написал и редактора «торкнуло». Но цитирование на второй полосе газеты «Сегодня»!!! Ринат Леонидыч, польщен, спасибо.

Так или иначе – услышали. Думаю, герой моей предыдущей публикации – гламурное юноше в кожаной куртке с меховым воротником, который стремился на Би-Би-Си – был жестоко бит в штабной палатке муляжом косы своего политического лидера «от имени и поручению» политтехнологов, которые стремятся заручиться идейной поддержкой Интернета (среды децентрализованной и нецензурируемой) для «Майдана-2″. Поделом, поделом.

А вот на второй фидбэк я, признаюсь, не рассчитывал – тем отраднее он: сообщество интернет-деятелей, обычно разобщенное, уткнувшееся в мониторы, в общем, «с-краю-хатнее», сумело не только расшевелиться, но и скоординировать свою деятельность, за два дня создать отдельный «протестный» ресурс, а сегодня – и принять заявление с выражением нашей консолидированной позиции. Об этой самой позиции я и хочу порассуждать чуть подробнее.

Акция протеста предпринимателей потому и получилась столь массовой и неожиданно опасной для власти, что изначально предложила людям понятный, близкий большинству и консолидирующий мотив: честно заработанный кусок хлеба, который отбирают. И за это мы должны низко поклониться (без иронии!) Азарову и всей его гоп-компании – именно они, сами того не желая, вывели на площади «Схід і Захід разом», именно они – конечно, непреднамеренно – объединили Украину и показали украинцам, что общего у нас гораздо больше, чем разного.

Впрочем, это не единственная благая цель, которую случайно достигли власть предержащие – вспомним еще и о фактическом обнулении рейтинга Тигипко, которому до недавнего времени удавалось дурачить, в общем, не самых глупых людей… простите, электоральную базу. Или с Тигипко получилось не случайно :-) ?

Но: как и большинство искренних и стихийных выступлений, нынешнее предпринимательское движение в большинстве своем плохо организовано – что я и увидел за кулисами сцены Майдана-2, о чем написал в «Революции…» и чему получил подтверждение из телефонных звонков и встреч после публикации. Люди приехали на Майдан, делегировали своих лидеров, часто неформальных, к штабу – и эти представители, как и я, столкнулись с малопонятным «броуновским движением», когда любой человек, выступавший со сцены, воспринимался как лицо ответственное и сопричастное.

Среди лидеров же действительно_предпринимательских организаций, принимавших участие в организации «Майдана-2″, случилось то ли замешательство, то ли головокружение от успехов… Поэтому выход на сцену «добрых молодцев» (добрых ли?) от БЮТ представляется вполне закономерным: они действительно сплочены вокруг одной идеи — попытки номер сколько-то зайти во власть – и эта идея имеет мало общего с экономическими требованиями протестующих предпринимателей. Они без зазрения совести «юзают» сцену и лозунги протестного движения СПДшников, представляя себя лучшими друзьями малого и среднего бизнеса – а не эти же люди, точнее, их начальники и соратники, года два назад пытались ввести налог на интернет, не они ли установили 13% налог на импорт, не они ли развязали беспредел в тарифных службах таможен, сами провоцируя контрабанду? Наконец, эти товарищи умеют работать со СМИ, имеют материальные ресурсы и инфраструктуру в регионах…

Сегодня средства массовой информации запестрели заголовками «Акция предпринимателей становится политической», а Александр Данилюк превратился из «представителя предпринимателей» в «генерального координатора забастовки».

Сегодня, когда власть готова к серьезным компромиссам, я бы даже сказал готова как никогда, готова в той степени, в которой от дуболомных «регионов» никто и ожидать не мог, цепкие парни из БЮТ очень профессионально подменяют бубнового вальта пиковой дамой: оказывается, предприниматели требуют перевыборов и никакие «веты и правки» не способны нам, сознательным, заменить простого человеческого счастья еще раз принять участие в празднике всенародного волеизъявления.

Сегодня, пока представители отраслевых союзов предпринимателей нарабатывают правки по тексту НК, а люди с Грушевского и Банковой готовы почти на всё, потому что, пардон, жопа в огне в переносном (кресла серьезно зашатались) и прямом (потому что Виктор Федорыч в пылу праведного гнева и пнуть «с носока» может) смыслах, новоявленные политические лидеры формируют свои команды переговорщиков, которые на самом деле ни о чем договариваться не собираются. Потому что, пользуясь морской терминологией, их задача – не устранить течь, а раскачать судно и сменить капитана. Повторюсь: за кулисами происходящего на Майдане политиков меньшинство – но на сегодняшний день они берут (да, таки берут вверх) не числом, а умением.

На что это похоже? Уж не на попытку ли тупо, банально, но оттого вдвойне эффективно украсть предпринимательскую акцию – через подмену требований и умелое жонглирование общественным мнением и протестующими людьми?

Гражданское общество предполагает умение вести диалог с властью, а также – внимание! – сохранять целостность позиции и противостоять политическим манипуляциям. Были бы так сильны общественные организации в Европе или Америке, если бы ключевым требованием их акций по защите китов, латиноамериканцев или сексуальных меньшинств была отставка Барака Обамы? Или может быть их мощь как раз в умении ставить конкретные реалистичные цели и «продавливать» их достижение?

У нас (я говорю о предпринимателях, объединенных в формальные или неформальные структуры) почти случайно почти получилось повторить то, что для цивилизованных государств является нормой – добиться выполнения своих требований через публичное воздействие на власть. Сумеем ли мы довести начатое до конца, несмотря не раскоординированость, отсутствие опыта и внутренние распри, или отдадим акцию предпринимательского протеста цепким хлопчикам от политики, которые четко знают, что с ней делать? Ответа на этот вопрос я не знаю.

Во всей этой ситуации радует лишь то, что украинская web-индустрия выдержала первый экзамен на зрелость, о чем свидетельствует заявление сообщества интернет-магазинов, сервисов и медиа о ситуации с Налоговым кодексом. В этом заявлении четко прописано: в требованиях протестующих в данный момент нет политической составляющей, и мы даем власти шанс на реабилитацию, если таковая последует быстро, без компромиссов и полумер. Последуют ли примеру интернетчиков коллеги из других отраслей, пройдет ли страна новое испытание Майданом или в очередной раз купится на пылкие речи и «любі мої, та що ж це коїться, я вас питаю?»

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Последние новости за сегодня: