Новости / Общество / Украинцев накормят новыми сортами ягод
24 февраля 2017, 19:20
Размер шрифта: А А А

Украинцев накормят новыми сортами ягод

Украинцев накормят новыми сортами ягод, ягодные предпочтения, клубника, внутренний рынок, Ольга Мозговая
Украинцев накормят новыми сортами ягод

Украинцы пересмотрели свои ягодные предпочтения, что уже заставило производителей изменить структуру производства. В частности, клубники стали выращивать меньше, в малины, наоборот, больше.

По данным «УкрАгроКонсалт», сельхозпредприятия за последние 4 года сократили долю клубники в общем производстве ягод с 72,3% до 53,3%. Доля малины за этот период выросла с 6,2% до 18,7%. А вот со смородиной все по-старому — 15,5% в общем производстве.

«Тенденции связаны с увеличением сезона продажи малины. Украинцы хотят покупать качественный продукт хорошего товарного вида», — говорит руководитель проекта «УкрАгроКонсалт» Ольга Мозговая.

Но главная проблема для производителей фруктов и ягод — низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке и конкуренция с товаром, выращенном на приусадебных участках, себестоимость которого никто не считает.Производство ягод в Украине составляет 125-130 тыс. т в год. За последние пять лет объемы увеличились на 5-9%, а доля сельхозпредприятий достигла 10% (остальные 90% — хозяйствам населения).

Емкость внутреннего рынка ягод специалисты «УкрАгроКонсалт» оценивают примерно в 120 тыс. тонн. При этом потенциально он может вырасти в четыре раза. Ведь сейчас среднестатистический украинец, по словам Ольги Мозговой, съедает всего 3,2-3,7 кг ягод в год, что намного меньше, чем в Европе (12-16 кг/чел в год).

Но есть больше украинцы не могут — нечем платить. Поэтому, как отмечает замдиректора Института садоводства НААН Украины Александр Ярещенко, производство самой ходовой в Украине ягоды — клубники — достигло своего пика (почти 62 тыс. т).«Внутренне производство клубники замедлилось. Нет привлекательной цены, и производители вынуждены искать новые рынки сбыта», — заметил Александр Ярещенко.

Кроме того, ремонтантные сорта клубники (способные неоднократно цвести и плодоносить в течение одного вегетационного периода) не так популярны, а потому ее площади не растут. А потребительский спрос смещается в сторону малины, которая дольше представлена на рынке в свежем виде.

«Свежая ягода в Украине реализуется еще и потому, что не хватает мощностей по ее хранению. Поэтому селекционеры увеличили сезон продаж, задействовав новые сорта, которые позволяют собирать несколько урожаев за сезон», — пояснила Ольга Мозговая.Основные продажи идут через рынки. Примерно четверть ягод продается через организованные рынки, еще 24% — через оптовые, 20% — через стихийные. Прямо с поля «уходит» около 10% товара и 14% отдается на переработку. На сетевую розницу приходится не более 7% реализации.

Продажи свежей ягоды через розничные сети незначительны, так как не везде есть условия для хранения. Через сети продают в основном клубнику (79%).Не имея средств на строительство перерабатывающих комплексов или современных складов, производители ищут выход в развитии нишевых высокодоходных культур.

«К примеру, голубика продемонстрировала феноменальный рост», — отметил Александр Ярещенко.

Голубика по-прежнему популярна и постепенно ее плантации перемещаются из северных и центральных районов страны в сторону южных областей.

«Но эта ягода сложная в выращивании, а потому высоки риски потерять инвестиции при нарушении технологий. Проблему усугубляет дефицит профильных специалистов-агрономов и тот факт, что в данный бизнес пришли инвесторы из отраслей, не связанных с аграрным производством. Поэтому есть некоторое угасание интереса», — пояснила UBR.ua Ольга Мозговая.

Эксперты полагают, что выращивание уникальных продуктов, ориентация на детей (как в продажах молочных или кондитерских изделий) может увеличить продажи. Например, за счет «сюрпризов» в упаковках, тех же игрушек.В Украине все активнее проявляются и современные мировые тренды. Во-первых, это правильное питание. Потребитель хочет получать простые свежие и экологические чистые продукты (как в натуральном виде, так и в качестве добавки). Эта тенденция отмечается во всей пищевой промышленности (молочка, кондитерка и пр.).

Во-вторых, в моде так называемый «супер перекус». Потребители ожидают особой питательной ценности от закусок. Это могут быть ягодные фреши, ассорти, добавка ягод в готовые продукты.

Популярна и комбинации вкусов, например, плодово-ягодно-овощной соус. Правда, производство вкусовых добавок характерно больше для сектора HoReCa.

Та же голубика может служить примером так называемого «супер фрукта», который ищут потребители. Такой товар богат антиоксидантами, замедляет старение, а также имеет целебные свойства, да и просто вкусный. Второй по популярности можно назвать ягоду годжа.Наши аграрии рассчитывают и на экспорт ягод. Но с этим пока не все гладко.

«Украинские фермеры привыкли, что главное — вырастить продукт. А кому его продать думают уже после. За границей все наоборот: продукцию выращивают под конкретного заказчика», — рассказал глава ассоциации «Укрсадпром» Дмитрий Крошка.По его словам, в Украине выращивали сорта фруктов, рассчитанные на вкусы жителей стран СНГ, а в Европе или Азии популярны совсем другие продукты.

Поэтому аграриям нужно определить перспективные культуры, в том числе нишевые, которые на малых объемах могут давать существенный доход. В первую очередь за счет экспорта в страны ЕС, где существует, например, дефицит органических фруктов и ягод. Плюс — есть потребители, способные дорого платить за качественный товар.

Однако, по словам первого вице-президента ТПП Украины Михаила Непрана, наши сельхозпроизводители не хотят заморачиваться с производством продукции экспортного качества.

«В прошлом году мы попытались организовать такой проект по экспорту ягод в страны Западной Европы, но он не пошел. В том числе потому, что фермерам надо работать на более высоком уровне», — сказал Непран.

По его словам, современные условия международной торговли требуют создания агротехнологического конвейера, на котором работают многие мелкие и средние предприятия.«Надо объединяться в кооперативы для формирования товарных партий. Работать над качеством продукции, ее современной упаковкой. Это не просто пойти и продать, как на базаре. Тут нужно психологию фермера менять», — считает вице-президент ТПП Украины.

Кроме того, как отмечает Дмитрий Крошка, Украина могла бы продавать и свои гибриды растений, что еще более выгодно, чем продажа готовой продукции. Но для этого нужно преодолеть немало регуляционных барьеров по регистрации и сертификации новых сортов в странах-соседях.

«Раньше мы были уверены, что все продастся в Украине, а теперь понимаем, что надо искать новые рынки сбыта. Никто не приедет на поле за товаром, либо купят очень ограниченные объемы», — говорит директор ООО «Брусвяна» Лилиана Дмитриева.

Государство, по крайней мере на словах, готово этому содействовать. Замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева пообещала, что все обращения аграриев с информацией о наличии спроса в той или иной стране на нашу продукцию будут взяты в работу. Государство также начнет процедуры взаимного признания сертификатов соответствия.

«В этом году на непосредственную поддержку садово-ягодного хозяйства в бюджете запланировано 75 млн грн, в том числе, на компенсацию закладки новых садов. Кроме того, есть возмещение ставок по кредитам», — заверила Трофимцева.

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Украине не хватит своей валюты — нужно одалживать на внешних рынках — мнение

22 мая 2017, 11:56

В Украине клубника за неделю подешевела сразу на 30%

18 мая 2017, 17:21

«Золотая» клубника: цены на сладкую ягоду в Киеве взлетели до небес

12 мая 2017, 18:42

Последние новости за сегодня: