Новости / Технологии / Дорожный ликбез
19 ноября 2011, 11:48
Размер шрифта: А А А

Дорожный ликбез

Дорожный ликбез, водитель, доверенность, талон техосмотра, штраф, страхование
Дорожный ликбез

Жить стало не проще, но веселее. Если раньше все валилось в одну кучу, которая представляла собой ворох документов, выпадающих из бардачка, то теперь такая же каша творится уже в голове у водителя. Хорошо, хоть талон о прохождении ТО можно выбросить – одной проблемой меньше. А с остальным как быть?

В августе сбылась мечта многих автомобилистов – наконец-то им позволили ездить без доверенности и без талона техосмотра. Случилось это благодаря вступившему в силу Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного госрегулирования в сфере автомобильных перевозок».

Прежде всего, этот закон известен тем, что отменяет техосмотр – вместо него появляется так называемый технический контроль, обязательность которого распространяется на коммерческие грузовики и легковушки, такси и автобусы. Владельцам частных авто техконтроль проходить не нужно. Казалось бы, не жизнь, а мечта. Но спустя два месяца из-за внесения уточнений в подзаконные акты все немного запуталось, и хорошая идея поистрепалась. В том, как приспособиться к новым правилам, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Талон ТО теперь никому не нужен

Тем, кто прошел техосмотр (ТО) в 2010 г. и в первом полугодии 2011 г., опасаясь штрафа за эксплуатацию автомобиля с просроченным талоном ТО, наверное, обиднее всего: если вдумчиво читать закон, получается, что из талона можно смело сворачивать бумажный самолетик, а ведь за него, между прочим, деньги уплачены! Остается радоваться тому, что теперь можно смело этот талон просрочить и не бояться штрафа – нет его, потому что талон недействителен.

Иметь при себе доверенность, дающую право управления чужим автомобилем, тоже не обязательно. Т. е. сотрудники ГАИ не имеют права требовать от вас предъявления документа такого рода. Однако не торопитесь сворачивать самолетик и из доверенности тоже – она вам понадобится, если вы оформили страховку КАСКО.

Ведь если другой человек, не имея доверенности на управление транспортным средством, попадает в ДТП на вашем автомобиле, страховая компания отказывается выплачивать вам страховку, так как в договоре, как правило, четко прописано, что, допуская кого-либо к управлению машиной, вы обязаны оформить соответствующую доверенность.

Если же речь идет о генеральной доверенности, дающей право не только пользования, но и распоряжения вашим железным конем, избавляться от нее тем более ошибочно, так как документ этот по-прежнему позволяет ставить и снимать машину с учета в МРЭО, а также отчуждать ее по доверенности, не утруждая нюансами непосредственного владельца. Следует понимать, что отсутствие обязанности предъявлять доверенность не лишает права оформить ее, гарантированного действующим Гражданским кодексом.

Почему инспектор не соблюдает Закон?

Итак, теперь у водителя могут потребовать только техпаспорт на автомобиль и водительские права, остальное неправомерно (абз. 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ «О дорожном движении» от 13.08.2011). Причем в изменениях в ЗУ «О милиции» обязанность водителя «передать документы» инспектору заменили термином «предъявлять», т. е. передавать права в руки инспектору вовсе не обязательно (п. 21 ч. 1 ст. 11 ЗУ «О милиции»).

Но многие уже стали жертвой недоразумений с представителями ГАИ и полны возмущения: почему же они Закон не знают?! Дело в том, что сотрудники автоинспекции имеют дело с Правилами дорожного движения (ПДД), которые были изменены постановлением Кабмина лишь в конце сентября и вступили в законную силу 14 октября. А действовавшая до тех пор редакция ПДД указывала на обязанность водителя «передать», а не «предъявить» права, техпаспорт и полис, поэтому конфликты возникали повсеместно. Но теперь трудности имплементации позади.

Правда, если речь заходит о нарушении ПДД, а не о стандартной проверке, конфликтовать, согласитесь, бессмысленно – не станете же вы держать права в вытянутой руке, пока сержант внесет данные в протокол, попеременно сверяясь то с протоколом, то с документом. Впрочем, дело сугубо личное: «передавать» документы вас никто не обязывает, но никто и не запрещает – полная свобода действий, к чему водители, помнится, и стремились.

Несколько слов о квитанциях об уплате штрафов

Помните, если вас не снимали с учета как правонарушителя, не оплатившего штраф, к прохождению техосмотра ваш автомобиль не допускался? Получается, с отменой техосмотра штрафы можно не платить? Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой, поэтому будьте готовы к визиту государственных исполнителей.

Именно они взыщут с вас штрафные, как только составленный инспектором ГАИ протокол о нарушении ПДД рассмотрит суд. Произойти это должно в течение двух месяцев со дня нарушения. Теоретически суд может не признать за вами вины. В противном случае вам дадут две недели с момента вступления решения суда в законную силу.

Если не использовать это время для оплаты штрафа, взыщут вдвое (ст. 308 КУпАП). У злостных нарушителей автомобили конфискуют за неуплату и пускают с молотка в соответствии со ст. 5 и 55 ЗУ «Об исполнительном производстве», согласно которым государственные исполнители имеют полное право налагать арест на имущество, а также изымать его у должников.

Таким образом, хоть квитанцию об уплате штрафа в ГАИ предъявлять не имеет смысла, в общении с государственным исполнителем она может послужить аргументом. При этом не заплатить штраф, по меньшей мере, неосмотрительно. Еще один вариант решения проблемы – составление европротокола, не требующего присутствия сотрудников ГАИ.

Техконтроль и договор страхования

В соответствии с изменениями, вносимыми в ЗУ «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», договоры обязательного страхования ответственности владельцев ТС, подлежащих обязательному техконтролю, заключаются страховщиками при условии прохождения указанными транспортными средствами обязательного технического контроля, если они, в соответствии с протоколом проверки технического состояния, признаны технически исправными.

Что касается страховых договоров в отношении ТС, контролю не подлежащих, то закон прямого требования о прохождении техконтроля не содержит. Это выглядело бы глупо, если бы не шкала учета коэффициентов страховых рисков. В частности, при наличии документа о проведении диагностики на СТО или отметок о прохождении сервисного обслуживания будет применяться пониженный коэффициент или предоставляться скидка на полис.

Тем же, кто не предъявит никаких документов о техническом состоянии автомобиля, полис обойдется значительно дороже с учетом дополнительных рисков страховой компании ввиду сомнительного состояния автомобиля. Таким образом, со вступлением в силу нового закона страховая компания будет обязана предоставить страховой полис, даже если автомобиль находится в неисправном состоянии, так как, согласно изменениям, вносимыми в ЗУ «О дорожном движении», ответственность за техническое состояние автомобиля лежит непосредственно на водителе.

Согласно п. 5 ст. 17 ЗУ «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», при заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности страховщик обязан безвозмездно выдать страхователю специальный знак, утвержденный Уполномоченным органом по представлению МТСБУ.

Иными словами, этот спецзнак, который крепится на лобовое стекло и прилагается к страховому полису, с февраля текущего года (в соответствии с ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения» от 17.02.2011) официально является бланком строгой отчетности – при его выдаче страховой агент будет обязан вносить информацию в базу данных.

Резюме

Жить стало не проще, но веселее. Если раньше все валилось в одну кучу, которая представляла собой ворох документов, выпадающих из бардачка, то теперь такая же каша творится уже в голове у водителя. Хорошо, хоть талон о прохождении ТО можно выбросить – одной проблемой меньше. А с остальным как быть? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно думать, вникать, анализировать и читать законодательство. Это, конечно, не самое веселое времяпрепровождение, но неизбежное для тех, кто хочет жить в правовом государстве.

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Половина водителей откажется от автомобиля в пользу беспилотного такси — опрос

3 июня, 16:10

Полицейские на дорогах получат права судей

31 мая, 16:18

Водителей заставят перейти «на летнее время»

28 мая, 17:24

Последние новости за сегодня: