Новости / Технологии / Как подготовить автомобиль к ралли
18 июля 2011, 15:07
Размер шрифта: А А А

Как подготовить автомобиль к ралли

Как подготовить автомобиль к ралли, соревнование, автомобиль, FIA, ралли
Как подготовить автомобиль к ралли

На прошедших выходных состоялся этап Чемпионата и Кубка Украины по ралли «Киевская Русь». Что нужно доработать в автомобиле для того чтобы принять участия в соревнованиях (или, иными словами — на каких авто ездят спортсмены), и во что это обойдется — разбираем в статье.

«раллийные» автомобили

Начнем с того, что автомобили, принимающие участие в официальных соревнованиях, должны соответствовать так называемым омологационным картам. Эти карты утверждаются Международной Автомобильной Федерацией (FIA) — в них строго определены разрешенные изменения в конструкции автомобиля.

Основная цель подобных ограничений — создание более или менее равных технических условий для различных авто (в рамках класса), а также соблюдение техники безопасности.

Омологационные карты обеспечивают соревнования в мастерстве среди пилотов, и уменьшают зависимость результата от суммы денег, вложенной в доработку автомобиля.

Кроме того, стандарт FIA предъявляет требования к экипировке спортсмена, а также и к дополнительному оборудованию.

Классы раллийных автомобилей

В соответствии с международной классификацией, «раллийные» автомобили делят на две группы по уровню подготовки — N и A. В нашей стране (как, впрочем, и во многих других) введена также национальная группа — «У» («Украина»), с техническими требованиями, более лояльно относящимися к «просроченной омологации».

В свою очередь, каждая из групп состоит из четырех классов, основное отличие которых заключается в объеме двигателя.

Автомобили группы N представляют собой серийные авто (выпущенные тиражом не менее 2500 экз.). В них разрешено дорабатывать:

  • кузов,
  • систему впрыска,
  • настраивать подвеску,
  • менять амортизаторы,
  • перепрограммировать ЭБУ.

Запрещено:

  • изменять конструкцию двигателя,
  • геометрию подвески.

Автомобили группы А подвергаются значительным изменениям. В этом классе разрешено дорабатывать:

  • кузов,
  • систему впрыска,
  • конструкцию двигателя,
  • устанавливать спортивную подвеску,
  • устанавливать спортивную коробку передач,
  • амортизаторы,
  • перепрограммировать ЭБУ,
  • и т.д.

автомобиль, принимающий участие в соревнованиях

Группа N

Группа А

Группа У

 

N1

А5

У9

Двигатель — атмосферный до 1,4 л.

Привод — на одну ось.

Минимальный вес — 790 кг. 

N2

А6

У10

Двигатель — атмосферный до 1,6 л.

Максимальная мощность — 200 л.с.

Привод — на одну ось.

Минимальный вес — 880 кг. 

N3

А7

У11

Двигатель — атмосферный до 2,0 л.

Привод — на одну ось.

Минимальный вес — 960 кг. 

N4

А8

У12

Двигатель — до 3,5 л без турбонаддува или до 2,0 л с турбонаддувом.

Максимальная мощность — 300 л.с.

Привод, как правило, — полный.

Минимальный вес — 1230 кг. 

Существует еще ряд международных групп раллийных автомобилей. Например, группа WRC (World Rally Car) — «высший дивизион» раллийных автомобилей — допускает максимальные изменения в конструкции авто. Группа S2000 — менее дорогая альтернатива WRC — машины имеют серийный кузов (без ограничения на количество дверей), атмосферный двигатель и стандартную полноприводную трансмиссию.

В Украине проводятся соревнования в группах N, А и У.

Готовим автомобиль к ралли

Для участия в соревнованиях группы N, достаточно нескольких шагов. Требуется установить:

  • каркас безопасности, усиление кузова,
  • 4-точечные ремни безопасности,
  • систему пожаробезопасности,
  • замки на капот и багажник,
  • выключатель «массы».

Также необходимо приобрести экипировку для водителя и штурмана: шлемы, комбинезоны, перчатки.

экипировка для водителя

Более подробно необходимые и допустимые переделки указаны в омологационной карте для модели.

К сожалению, есть ряд моделей, которых в силу тех или иных технических особенностей, подготовить к ралли не представляется возможным (большое количество полезной информации можно найти на форуме).

Списки действующих омологациий FIA на спортивные автомобили см. здесь.

А пример омологационной карты для ВАЗ-21083 скачать здесь. Выглядит устрашающе, но необходимые омологационные карты есть у специалистов, которые профессионально готовят автомобили к соревнованиям.

Теперь в общих чертах опишем необходимые доработки автомобиля.

Кузов. Кузов автомобиля необходимо усилить и, по возможности, облегчить. Для усиления кузова устанавливают каркас безопасности (от $1500), стабилизаторы, усиливают места креплений передних стоек, лонжеронов, задней балки и т.д. Днище автомобиля также укрепляют (особенно в области коробки передач), устанавливают кевларовую (или иную) защиту.

Кузов автомобиля

Кузов автомобиля

Стоимость подобных работ — от $2000-5000.

Подвеска

Подвеска. Приведение автомобиля в соответствие группе N предполагает лишь легкие изменение в настройках подвески, а для группы А — подвеска переделывается полностью (в соответствии с омологационными картами).

Как минимум, устанавливают спортивные ШРУСы, амортизаторы, шаровые опоры.

Доработка подвески и тормозной системы обойдется в $1000-20 000 (а может стоить и более $25 000).

Трансмиссия. Доработка трансмиссии зависит от предполагаемой группы автомобиля: если в группе N можно (и нужно) ездить на «заводской» КПП, то для группы А применяют от укороченной главной пары, до установки спортивной трансмиссии (плюс к этому ее регулируют «под асфальт» или «под гравий»). Диск сцепления может быть увеличен.

Трансмиссия

Усиленные магистрали. Обязательно меняют топливные, тормозные магистрали на усиленные — армированные. Меняют также и топливный бак на спортивный (около $800) — он не позволяет топливу вытекать.

Усиленные магистрали

Двигатель. Доработка двигателя в группе N несколько ограничена (например, оригинальная система впрыска должна быть сохранена), но допустимо перепрограммировать блок управления двигателем и заменить впускные форсунки на более производительные. Если двигатель турбирован — турбина должна остаться стандартной.

Двигатель

Для автомобилей в группе А допускается «доводка» поршневых групп, головок блока цилиндров и многое другое.

Диски и резина. На раллийных автомобилях используют кованые диски, как самые прочные и легкие (например, ВИЛС, ВСМПО), хотя это и не обязательно.

Диск

Наборы резины должны быть: для сухого, для мокрого асфальта, для гравия и для зимы.

Техника безопасности. Требования техники безопасности регламентируются приложением J правил FIA. В соответствии с ними необходимо:

  • усилить крепления сидений (а лучше — поменять сиденья на спортивные),
  • установить 4-точечные ремни безопасности,
  • прорезать в днище отверстия для воды,
  • установить замки на капот и багажник,
  • установить тумблер, отключающий аккумуляторную батарею,
  • установить систему пожаробезопасности (включает в себя огнетушитель и систему пожаротушения с форсунками, направленными на коллектор, топливную рейку и под ноги пассажиров).

замки на капоте и багажнике

Это обойдется в сумму от $500 до $4000 и более.

Итог

Подготовка для участия в ралли группы N, например, серийной Ford Fiesta обойдется в $2000-5000.

Стоимость подготовки авто для группы А может «зашкаливать» далеко за $100 000.

Но, в любом случае, основную роль в соревнованиях играет не бюджет подготовки автомобиля, а мастерство пилота и штурмана.


Редакция благодарит Сергея Дышканта (команда Shock Motorsport) за помощь в подготовке материала

ВКонтакте Buzz Live journal Facebook Twitter

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите CTRL+Enter
Письмо редактору
Вы не авторизировались.
Если у вас уже есть учетная запись ВКурсе.ua, войдите или зарегистрируйтесь.
ваш коментарий:

Читайте также:

Выпуск известного советского авто хотят восстановить

4 июня 2017, 19:45

Пять привычек, которые раньше срока «убивают» автомобиль

28 мая 2017, 13:40

Последние новости за сегодня: